35. Итальянский гуманизм: основные тенденции.
в xiv—xv вв., Новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредоточивается главным образом в италии; имеет главным образом естественнонаучную направленность. Гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.
Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы.(Сенека,платон,аристотель) поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.В гуманизме италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть - правитель - гражданин - человек) и может быть названо гражданским; другое берет за основу человека как ценность самому по себе и поэтому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму. Большинство гуманистов так или иначе были связаны с флоренцией, с городом-коммуной, где правили жестокие правители. Их образ мысли и действия были предметом внимания всех горожан, это затрагивало их интересы. Поэтому работы и высказывания гуманистов получили широкий общественный резонанс. Гуманисты искали идеал справедливости и мудрого правителя, но одновременно и достойного гражданина-патриота. Например, колюччо салютатти высказывает мысль о том, что благородство души равно доступно для всех - и плебеев, и рабов, и государей; оно имеет природную основу и выражается в предрасположении к добру и добродетели. Чтобы его достигнуть, человеку самому придется принять на себя все тяготы.
Существенной чертой гуманизма в италии является возрождение античного диалога, марсилио фичино как бы заново открывает его значимость. Наш разум всегда спорит, даже когда мы молчим и когда мы спим; вся человеческая жизнь - некое постоянное размышление". Есть различие между диспутами схоластов и диалогами гуманистов. У первых это чисто школьная процедура, имеющая формальное значение; у вторых - это беседа в дружеском кругу, на лоне природы, и цель ее - в самом процессе общения, где происходит человеческое самоутверждение , а не доказательство уже известных истин. Диалогичность становится принципом культуры хv в. Она включает столкновения разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, но в целом все они составляют единый ум, единую истину и общую культуру. Насладиться спором, прожить в нем, найдя истину, - вот эстетический идеал гуманизма.
Еще по теме 35. Итальянский гуманизм: основные тенденции.:
- 35. Итальянский гуманизм: основные тенденции.
- 3.1. Проблемы законодательного обеспечения трансплантации и противодействия нелегальному обороту органов человека в Российской Федерации