ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
За период второй половины XIX - первой трети XX в. в России сложилась оригинальная, самостоятельная, многоплановая, разветвленная по нескольким направлениям социология права, ставшая неотъемлемой частью нашей юридической и социологической науки.
Социология права - комплексная междисциплинарная отрасль знания, возникшая на пограни- чье нескольких наук: социологии, юриспруденции, философии, истории, психологии, антропологии, экономической теории. Социологический анализ государства и права проводился представителями разных школ и направлений, с позиции позитивизма, кантианства и неокантианства, гегельянства, марксизма, фрейдизма, феноменологии, религиозной философии. В результате такого генезиса социолого-правовое знание оказалось распыленным между различными науками, стало частью юридической, политической, философской, социологической, религиозной мысли. Особый вопрос - распространение социологии внутри юридической науки, где социология права также оказалась рассредоточенной между отраслевыми науками и общей теорией государства и права. Гражданское, уголовное, государственное, административное право, взяв на вооружение социологический метод и использовав его в большей или в меньшей степени, создавали свое собственное социолого-правовое знание. Для теоретико-правовой науки социология права стала полноправным, весьма значительным компонентом, но также со своей спецификой. Отсюда задача для современной историкоправовой науки: разработать методологические критерии, позволяющие вычленить элементы социолого-правового знания, и соединить данные элементы в нечто целое, логически завершенное. В данном случае будут достигаться, как минимум, две цели. Во-первых, восстановление социологии права в полном объеме необходимо для более успешного развития российской юридической науки. Ее фундамент закладывался в XIX в., когда формировалась ее собственная традиция, ее аутентичные формы. Связь между дореволюционной и современной юридической наукой много тесней, чем иногда об этом думают. Понятийный аппарат, логика юридического мышления, идеи прошлого - все это в значительной мере является достоянием и современной юридической науки, хотя и в глубоко переработанном виде. Чтобы лучше понимать современное состояние юридической науки, ее специфику и векторы возможного развития, необходимо обращаться к ее истории. Во-вторых, реконструкция социологии права необходима в просветительских целях, чему, так или иначе, служит любая наука, а тем более - историческая. Более полное и точное понимание нашей духовной истории способствует развитию национального самосознания и правосознания, формирует восприятие своей страны как культурной ценности.Изучение истории социологии права имеет большое значение для теоретико-правовой науки. Общая теория государства и права возникает в последней трети XIX в. как комплексная межотраслевая общетеоретическая и методологическая наука. Ее формировали юристы- социологи, юристы-догматики и юристы-философы в общенаучных и учебных целях. Уже в начале XX в. она включала в себя несколько компонентов: философский, догматический, социологический, исторический, сравнительно-правовой. На рубеже 30 - 40-х гг. XX в. общая теория государства и права вновь получает научный статус, но уже в форме неотъемлемой части советского обществоведения. Однако и в новых исторических условиях она сохранила свой общенаучный каркас, приобретенный до 1917 г., в том числе - социологический компонент. Марксистско-ленинская общая теория государства и права специально не выделяла из своего состава социологию права, но от этого социологический аспект теоретико-правовой науки не исчезал. Более того, благодаря отдельным темам (реализация права, функционирование правопорядка) социологический метод только расширял сферу своего применения. Таким образом, социология права способствовала институциализации общей теории государства и права, обогащала ее своими идеями, расширяла исследовательский горизонт.
В этой связи изучение истории социологии права следует рассматривать как необходимую предпосылку для восстановления полной картины становления общей теории государства и права, установления генезиса ее понятийного, идейного и методологического багажа.В настоящее время осуществляется полномасштабный возврат к социологии права как самостоятельной научной и учебной дисциплины. Многочисленные учебники и учебные пособия, написанные за последние годы, демонстрируют отсутствие четкости и ясности в понимании предмета, методов и профильной тематики социологии права. Обращение к истории отечественной социологии права позволяет в деталях рассмотреть представления ее основателей о тематических рамках, статусе, понятийном аппарате и методологии данной науки. Следует иметь в виду, что русские авторы, заимствовав социологию от европейцев, одними из первых в Европе начали применять социологический подход при анализе государства и права (в первую очередь это касается социологов-юристов). В России складывалась вполне самостоятельная, классическая социология права с полным набором направлений и идей, давшая вполне аутентичную ее форму. Изучение истории социологии права позволяет найти верные ориентиры для ее повторного становления.
Степень научной разработанности темы
Научную литературу, где так или иначе затрагивается тема настоящего диссертационного исследования, условно можно разбить на несколько групп.
К первой группе относятся работы, прямо посвященные либо полностью, либо частично истории социологии права в России. Среди них:
Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М.: Наука, 1971 (параграф о Г.Д. Гурвиче и П.А. Сорокине).
Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. Данная работа - первое и наиболее фундаментальное исследование, где рассматривается позитивистская социология права на примере четырех ее представителей - Н.М. Коркуно- ва, М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого.
Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М.: Изд-во Московского университета, 1980 (параграф о связи позитивизма и юридической науки).
Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983. В работе исследуется процесс проникновения социологии в юридическую науку. При том что работа по этой теме - первая и единственная (в чем ее несомненная ценность), она страдает хаотичностью, слабой системностью, носит ученический характер.
Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юрид. лит., 1989 (параграф, посвященный истории социологии права).
Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высш. шк., 1993. В отдельных главах автор задается целью показать некоторых русских юристов (Б.Н. Чичерина, К.Д, Кавелина, А.Д. Градовского, В.И. Сергеевича, Л.И. Петражицкого, М.М. Ковалевского) в качестве социологов.
Дементьева Н.М. Социология права в России второй половины XIX - начала XX столетий: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.01 / Дементьева Наталья Михайловна. - Саратов, 2010. Первая и единственная работа, где предпринимается попытка рассмотреть становление социологии права в России всесторонне, комплексно. Предметом исследования стали три направления: так называемая «государственная школа» (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.Д. Гра- довский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский), позитивистская социология права (М.М. Ковалевский, П.Н. Милюков), неокантианская социологии права (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистя- ковский, В.М. Хвостов). В работе отсутствует анализ направлений, существовавших внутри позитивистской социологии (субъективная социология права, органицизм, географизм). За рамками исследования осталась юридическая наука, где социология права представлена в наибольшей степени, а также марксистская социология права. Слабо показана связь между методологией школ и их идейным содержанием.
За последние 15-20 лет вышло несколько десятков учебных пособий по социологии права, где, как правило, отдельная глава или параграф посвящены становлению социологии права в России (работы Ю.И.
Гревцова, А.В. Корнева, В.В. Лапаевой, А.Н. Медушевского, В.М. Сырых и др.).Вторая группа работ включает в себя исследования по истории русской политикоправовой, социологической, философской и религиозной мысли, где можно почерпнуть материал, связанный с темой диссертации. Выделяются сочинения классиков русской социологии: Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996; Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // Ковалевский М.М. Социология. Теоретико-методологическое и историко-социологические работы. СПб., 2011; Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологических учений // Ковалевский М.М. Социология. Теоретико-методологические и историко-социологические работы. СПб., 2011; Сорокин П.А. О русской общественной мысли. СПб.: Алетейя, 2000. Имеют значение историко-философские работы В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, С.А. Левицкого, Н.П. Полторацкого, Н.М. Зернова, Г.В. Флоровского, А.Ф. Лосева, Э.Л. Радлова. Среди современных работ следует указать: Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л.: Наука, 1978; Ку- вакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980; Экимов А.И. Коркунов. М.: Юрид. лит., 1983; История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1989; История становления советской социологической науки в 20 - 30-е годы. М.: Ин-т социологии, 1989; Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М.: Наука, 1993; История политических и правовых учений. XIX в. М.: Наука, 1993; Графский В.Г. Дореволюционная политико-правовая мысль // История политических и правовых учений. XX в. М.: Наука, 1995; Графский В.Г. Политические и правовые идеи в религиозно-философской литературе // История политических и правовых учений. XX в. М.: Наука, 1995; История политических и правовых учений. XX в. М.: Наука, 1995; Голосенко И.А, Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX вв.
М.: Онега, 1995; История русской философии: Учебник для вузов. М.: Республика, 2001; История теоретической социологии. В 4 т. М.: Канон+, ОИ Реабилитация, 2002; История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общей ред. проф. О.В. Мартышина. М.: НОРМА, 2004; Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004; Графский В.Г. История политических и правовых учений. М.: Проспект, 2005; Корнев В.Н. Проблемы теории государства в либеральной правовой мысли России конца XIX - начала ХХ века. М.: Юрлитинформ, 2005; Буланова М.В. Социологическое образование в России: история и современность. М.: РГГУ, 2011; История политических и правовых учений: учебник / под ред. М.Н Марченко. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012 и др.Третью группу составляют исследования по истории отечественной юридической науки (или косвенно ее касаются): Грабарь В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647 - 1917). М.: Зерцало, 2005; История философской мысли в Московском университете. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982; Зубкова Л.Г., Сивова С.А. О российской дореволюционной юридической учебной литературе // Государство и право. 1993. № 12; Исаев И.А. Русская юридическая наука за рубежом (20-е - начало 30-х годов) // Советское государство и право. 1994. № 7; Кожевина М.А. Становление и развитие отечественной юридической науки в XVIII - XIX вв. Омск, 2013; Корнев А.В., Борисов А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. М.: Проспект, 2011; Михайлов А.М. Генезис континентальной юридической догматики. М.: Юрли- тинформ, 2012; Мощелков Е.Н. История философии права в университетском образовании России (XIX - начало XX вв.). М., 2011; Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2003; Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX вв.) // Государство и право. 2000. № 9; Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2 т. М.: Зерцало, 2007; Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2010; Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX века: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2010; Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России во второй трети XIX века: Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2010; Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в эпоху «великих реформ» (60-е - начало 80-х гг. XIX в.): Учебное пособие. М.: Зерцало-М, 2013; Тульская С.А. Московское юридическое общество (1865 - 1899 гг.). Из истории развития права и правовой науки в России второй половины XIX века. М.: МИГУ, 2011; Фельдштейн Г.С. Главные течения в истории науки уголовного права в России. М.: Зерцало, 2003; Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. М.: Консультант Плюс: Статут, 2003; Шилохвост О.Ю. Русские цивилисты: середина XVIII - XX в.: Краткий биографический словарь. М.: Статут, 2005.
Четвертая группа - работы по теории и истории социологии и социологии права, необходимые для установления критериев социолого-правового знания. Сюда относятся труды классиков зарубежной мысли (М. Вебер, Ф. Гиддингс, Л. Гумплович, Л. Дюги, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Р. Иеринг, Г. Лебон, К. Мангейм, Дж. Ст. Милль, Р. Михельс, Г. Моска, Э. Каммингс, М. Ориу, В. Парето, У.Г. Самнер, А.В. Смолл, Г. Спенсер, Ж.Г. Тард, Теннис, Л.Т. Хобхаус, Е. Эрлих и др.) и русской (В.П. Воронцов, Г.Н. Вырубов, Е.В. Де - Роберти, Н.Я. Грот, Г.Д. Гурвич, К.Д. Кавелин, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.М. Кор- кунов, П.Л. Лавров, П.Ф. Лилиенфельд, В.В. Лесевич, Л.И. Мечников, С.А. Муромцев, Н.К. Михайловский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, М.М. Н.С. Тимашев, Троицкий, С.Н. Южаков и др.). Заслуживают внимания работы современных авторов: Опалек К., Вроблевский Е. Юридический позитивизм // Против правовой идеологии империализма. М., 1962; Подгурец- кий А. Очерк социологии права. М.: Прогресс, 1974; Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. М.: Юридическая литратура, 1977; Боботов С.В. Буржуазная социология права. М.: Юридическая литература, 1978; Кульчар К. Основы социологии права. М.: Прогресс, 1981. (ксерокопия); Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве М.: Юрид. лит., 1987; Луковская Д.И. Социологическое направление во французской теории права. Л., 1972; Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1995; Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. и вступ. статья д.ю.н., проф. В.А.Туманова. Благовещенский гуманитарный колледж им. И.А.Бодуэна де Куртенэ. Благовещенск, 1998; Глазырин В.А. Методологические основания становления социологии права в западноевропейской социологии XIX - начала XX веков: диссертация... доктора соц. наук. Екатеринбург, 2006; Масловская Е.В. Становление современных концепций западной социологии права. Н. Новгород: НИСОЦ, 2009.
И наконец, пятая группа литературы - работы по общей теории государства и права, где поднимается проблема статуса и состава данной науки, включая социологический компонент. Это многочисленные монографии, учебники, статьи дореволюционных юристов (Н.Н. Алексеев, Гамбаров, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий, Ф.В. Тарановский, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и др.), а также авторов советского и постсоветского периодов (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.И. Байтин, С.А. Голунский, А.И. Денисов, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, Г.В. Мальцев, О.В Мартышин, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, Т.Н. Радько, М.С. Строгович, В.М. Сырых, А.И. Экимов и др.).
Объект, предмет и хронологические рамки исследования
Объект настоящего исследования - взгляды русских юристов, социологов, философов, историков, политических мыслителей на государство и право, предмет - их социологоправовые идеи и концепции, методологические основы, особенности взаимосвязи между методологией и социологией права.
Хронологические рамки диссертации соответствуют периоду формирования в России социологии права. Первые работы, содержащие социолого-правовые идеи, появляются в 60-е гг. XIX в. (позитивистская социология права). На рубеже 20 - 30-х гг. XX в. этап формирования отечественной социологии права получает свое логическое завершение. В советской России она постепенно растворяется в историческом материализме: авторы немарксистского толка либо перестают писать, либо приспосабливаются к новой идеологии, авторы- марксисты, отказываясь от «чужеродных идей» и подравниваясь под официальную позицию, встраиваются в общий идеологический процесс. В русском зарубежье продолжают активно работать многие видные представители русской мысли (Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, С.Н.
Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Е.В. Спек- торский и др.). Молодое поколение авторов-эмигрантов (например, ученики Л.И. Петражиц- кого - Г.К. Гинс, Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев), хотя и живет еще идеями, воспринятыми ими в дореволюционной России, но уже стремится создавать собственные теории, обусловленные другой культурной средой. Рубеж 20 - 30-х гг. - черта, конечно, условная (ведь социолого-правовое знание развивалось и дальше), но она знаменует собой конец эпохи: русская дореволюционная обществоведческая наука в той форме, в какой она сложилась в XIX - начале XX в., в общем и целом к этому времени уходит.
Цели и задачи исследования
Цель настоящего диссертационного исследования - реконструкция, систематизация и анализ социолого-правовых идей и концепций русских авторов второй половины XIX - первой трети XX в., выявление их методологических оснований, установление взаимосвязи между методологией и идейным содержанием отечественной социологии права.
Для достижения поставленной цели выполняются следующие задачи:
-выявляются основные этапы становления социологии и социологии права с установлением ключевых фигур этого процесса;
-устанавливаются и анализируются особенности социологического и социологоправового знания;
-систематизируются и анализируются основные социолого-правовые идеи и концепции по направлениям;
-исследуется идейное содержание социолого-правовых идей и концепций, их методологические основания и связь между ними;
-изучается культурная и научная среда, где формировалась отечественная социология
права;
-определяются основные этапы и состав юридической науки в России, место в ней социологии права;
-исследуются неспецифические социолого-правовые идеи и концепции, сформировавшиеся как результат негативной реакции на аутентичные формы социологии права.
Теоретико-методологические основы диссертации
Настоящее исследование проведено в соответствии с такими общенаучными принципами историко-правового анализа, как историзм, документализм, объективность и всесторонность, критичность в восприятии материала. Принцип историзма потребовал рассматривать социологию права в России как явление, включенное в общий процесс развития отечественного обществоведения и юридической науки, имеющий последовательные этапы. Согласно принципу документализма реконструкция социолого-правовых концепций проводи- лась на основе строгого текстуального анализа, сопоставления сочинений, написанных в разное время. При изучении сочинений необходимо было воспроизводить идейные конструкции максимально точно и объективно, выделяя не одну (хотя и самую важную), а все стороны учения, предотвращая тем самым искажение авторской позиции.
В работе использованы важнейшие методы историко-правового познания: исторический, логический, сравнительный, социологический, системный. Социология права в России рассматривалась, с одной стороны, как конкретно-историческое явление, с другой - как теоретический объект, имеющий единую логику своего развития. Сравнительный анализ позволил выделять общее, особенное и единичное в социолого-правовых воззрениях авторов, распределяя их по направлениям и школам. Благодаря социологическому методу устанавливалась связь между рассматриваемыми учениями и культурной средой, к которой принадлежали их носители. Системный метод дал возможность выявить главные элементы учений отдельных авторов, школ, направлений и, наконец, отечественной социологии права в целом в качестве системных объектов, как единые логические модели.
Помимо названных принципов и методов в работе нашли применение другие общенаучные и специальные приемы, составляющие обычный инструментарий историко-правовых исследований.
Научная новизна исследования
Настоящая работа является первым в отечественной историко-правовой литературе исследованием, посвященным всестороннему анализу социологии права в России второй половины XIX - первой трети XX в. Впервые предпринимается попытка рассмотреть русскую социологию права системно и полно.
Новизна настоящего исследования состоит также в следующем:
-предложена новая концепция социологии права в России, ее развития и структуры; -впервые обобщены и проанализированы социолого-правовые идеи и концепции представителей всех основных школ и направлений, а не только юридической науки;
-впервые предлагается и обосновывается развернутая классификация основных направлений в русской социологии права;
-впервые детально анализируются методологические основания важнейших социолого-правовых доктрин и выявляется их влияние на идейное содержание данных доктрин;
-отличается новизной трактовка становления и состава отечественной юридической науки в связи с проникновением в нее социологии;
-впервые системно и полно рассматриваются социолого-правовые концепции, возникшие в результате негативной реакции на позитивистскую и марксистскую социологию. Положения, выносимые на защиту
1. Социология права - комплексная междисциплинарная отрасль знания, возникшая благодаря исследовательской деятельности социологов, юристов, философов, историков, антропологов, этнологов, психологов, экономистов. Они создавали социологию на материале своей науки, что вело к появлению отраслевой социологии (явно или неявно выраженной), в рамках которой изучение государства и права получало особый угол зрения. Взгляды на государство и право юриста-социолога, философа-социолога, экономиста-социолога, историка- социолога, психолога-социолога, отражая специфику соответствующей науки, делали общую картину мозаичной и противоречивой, но, в конечном счете, - весьма информативной и благоприятной для будущих исследований. Таким образом, социология права в России оказалась рассредоточенной по различным отраслям знания, между разными направлениями и школами. Социология права, созданная юристами (в рамках юриспруденции), является наиболее крупным, но далеко не единственным направлением.
2. Социология права в России развивалась на основе различных философских школ - позитивизма, кантианства, неокантианства, гегельянства, марксизма, фрейдизма, феноменологии, религиозной метафизики. Позитивистская методология, ближе всего стоявшая к сути социологического подхода, дала наибольшее количество сочинений, доктрин и идей по социологии и социологии права, представила наиболее аутентичные ее формы. Вместе с тем другие, непозитивистские и антипозитивистские подходы также сыграли заметную роль в формировании русской социологии права. Зачастую авторы использовали плюралистическую методологию, включавшую компоненты разных философских школ.
3. Формирование социологии права в России проходило во второй половине XIX - первой трети XX в. Бурный всплеск интереса к социологии (конкретно - к работам О. Конта) на Западе и в России происходит одновременно (примерно в 60-е гг. XIX в.), далее процесс развития социологии там и там идет в целом синхронно благодаря тесным научным контактам. Русские юристы начинают системно внедрять социологию в юриспруденцию раньше своих европейских коллег. Уже в 70-е гг. В.И. Сергеевич, С.А. Муромцев и Ю.С. Гамбаров создают свои первые социолого-правовые труды, хотя и признавая при этом своим учителем Р. Иеринга. Несмотря на интенсивное развитие, процесс институционализации социологии права в России как научной и учебной дисциплины остался не завершенным. Если возможность применения социологии для изучения государства и права признавалась практически всем сообществом русских обществоведов (с разными оговорками), то вопрос о социологии права как самостоятельной дисциплины вызывал дискуссию (т.е. дело обстояло примерно так же, как с философией права). Тем не менее в России в рассматриваемый период сложилась самостоятельная, оригинальная, крупная по своей роли в науке и культуре, состоящая из нескольких направлений социология права.
4. Позитивистская социология права была самым широким и влиятельным направлением. Ее несомненным достоинством было стремление создать подлинную науку, способной выявлять законы функционирования государства и права и давать данным институтам точный прогноз развития. Опираясь на классификацию наук О. Конта, авторы ставили перед собой задачу связать в единый комплекс функциональных взаимозависимостей между духовной и биологической природой человека, между социальной и природной средой его обитания. Негативной стороной неоправданного сближения обществоведения и естествознания стало грубое искажение свойств государства и права. Органицизм верно указывал на системное единство государства и права, но допускал при этом очевидный примитивизм, проводя чуть ли не прямую аналогию между ними и биологическим организмом. Географизм, как будто раскрывая связь между условиями природной среды и особенностями политикоправовых институтов, оказывался неспособным хотя бы к минимальному прогнозу (что и ждут от науки). Законы, предложенные органицистами и географистами для объяснения государства и права, нередко были не просто далекими от жизни, но воспринимались как курьез в науке.
5. Субъективная социология права (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) - самое крупное направление в русской позитивистской социологии второй половины XIX в., не имевшее аналога на Западе. П.Л. Лавров за четверть века до Р. Риккерта, В. Виндельбанда, Г. Зиммеля и М. Вебера указал на различие наук о культуре от наук о природе, связав первые с ценностями и фактически создав нормативную социологию. Поскольку социология, по Лаврову, исследует человека и общество в основном как явления культуры, ее главный метод - субъективный. В контексте такой логики государство и право оказываются результатом не столько естественноисторического процесса, сколько познающей активности субъекта. Государство и право в этом смысле глубоко субъективны, они живут по законам познающего сознания, а социологические законы их рождения, развития и функционирования относятся к сфере сознания субъекта (народа, правящего класса, отдельных лиц).
6. Психологическое направление в русской социологической и социолого-правовой мысли было одним из самых крупных и стало оно таковым в силу своего междисциплинарного характера. Психологизм в большей или меньшей мере был присущ огромному числу авторов, так или иначе затрагивавших социолого-правовую проблематику, это - позитивисты (или тяготевшие к позитивизму) П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, В.В. Лесе- вич, В.П. Воронцов, Н.И. Кареев, И.И. Каблиц, П.Ф. Лилиенфельд, К.М. Тахтарев, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, Н.С. Тимашев, Г.К. Гинс и др.; марксисты Г.В. Плеханов, М.А. Рейснер; кантианцы П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов; феноменолог Н.Н. Алексеев. Наибольший вклад в разработку психологиче- ской социологии права внесли юристы Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, Г.Д. Гурвич, Н.С. Тимашев, М.А. Рейснер, Г.К. Гинс.
Поскольку русские социологи психологического направления считали психические процессы эпицентром социальной, политико-правовой жизни, то психология для них - либо часть социологии (социологии права), либо - ее основа. Психолого-социологический подход сыграл позитивную роль в демифологизации и демистификации государства и права, в становлении трезвого, собственно научного взгляда на них. Взгляд на власть, государство и право как на совокупность психологических реакций и механизмов объективно снижал их культурную ценность. Если, например, для Гегеля право и государство были проявлением свободы, мирового разума, торжеством высокого человеческого духа, то с точки зрения психологической, государство и право - всего лишь следствие стереотипов и рефлексов человеческой психики. Поведение человека в области политики и права определялось не столько априорными нравственными и религиозными императивами, сколько психологическими стереотипами, сложившимися в эпоху первобытного человеческого стада. Психологическая социология права, выводя на первый план психолого-биологические аспекты жизни человека в сфере политики и права, если не игнорировала полностью его рациональные качества, то весьма сильно их принижала.
7. В XIX - начале XX в. юридическая наука России включает в себя догматическую и фундаментальную (история государства и права, философия права, история философии права, энциклопедия права, общая теория права и государства, сравнительное правоведение, политика права, социология права) юриспруденцию. Русские юристы проявляют интерес к социологии на 10 лет позже политических публицистов (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), что объяснялось консерватизмом юридической среды: отраслевики опасались, что внедрение социологии разрушит юридическую догматику. Юридический корпус разбивался на несколько основных групп. Первую составляли юристы, целенаправленно пытавшиеся соединить социологию с юриспруденцией либо путем реформирования отраслей права на основе социологии (С.А. Муромцев, Ю.С. Гамбаров), либо разрабатывая новую социолого-юридическую методологию (Б.А. Кистяковский, Е.В. Спекторский), либо просто пропагандируя ценность социологического знания для юридической науки (В.М. Хвостов). Во вторую группу входили юристы, откликнувшиеся на социологию, но которые либо считали недопустимым внедрение социологии в юриспруденцию, либо делали на этот счет существенные оговорки При этом и те и другие фактически довольно успешно соединяли социологию с юридической наукой (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич). Юристы третьей группы (основная масса) оставались равнодушны к социологии и не предпринимали активных попыток использовать социологический подход в юриспруденции. Совсем редкие случаи - это полный переход юристов в социологию, что было позднее, в 20 - 30-е гг. XX в. (Г.Д. Гурвич, Н.С. Тимашев, П.А. Сорокин).
8. Социология в равной мере и с одинаковой интенсивностью проникала в догматическую и фундаментальную юриспруденцию. Такое течение дел определялось тем фактом, что обе части юридической науки реформировали, как правило, одни и те же лица. Отраслевикисоциологи (С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, М.Н. Коркунов, Л.И. Петражицкий, Ю.С. Гамбаров, В.В. Ивановский, Н.И. Лазаревский, М.П. Чубинский и др.) внесли главный вклад в реформирование энциклопедии и философии права, в наполнение новым содержанием политики права, в создание общей теории права, сравнительного правоведения и социологии права. Цивилист Г.Ф. Шершеневич, будучи противником имплантации социологии в юридическую догматику, много сделал для разработки общей теории права как комплексной дисциплины, включающей социологический компонент. Внутри отраслей гражданского, уголовного, государственного, международного права была проделана большая работа по социологическому переосмыслению догматического материала.
9. Взгляды юристов на место социологии права в составе юридической науки можно условно разделить на три группы. Первую группу составляли юристы, наиболее радикально настроенные в деле внедрения социологии в юриспруденцию. С.А. Муромцев и Ю.С. Гамба- ров, считая социологию венцом научного знания, предлагали реформировать всю юриспруденцию (прикладную и фундаментальную) на основе социологии. В этом случае правоведение должно было стать частью социологии, что, по их мнению, придало бы всей юриспруденции подлинно научный характер. Во вторую группу входили юристы (в основном это отраслевики-догматики: С.В. Пахман, А.Х. Гольмстен, Г.Ф. Шершеневич и др.), фактически признавшие социологию права составной частью общей теории права. При этом формально их позиция была более осторожной: опасаясь разрушительного воздействия социологии на догму права, они утверждали, что социология права - часть социологии и потому не может быть частью правоведения. Третья группа юристов (Н.А. Гредескул, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич) видела в социологии права самостоятельную дисциплину в составе юриспруденции, отличной от догмы права, философии права и общей теории права. Данный подход формировался по мере институциализации социологии права как научной и учебной дисциплины и стал вполне устоявшимся примерно к 20 - 30-м гг. XX в.
10. Общая теория права в России создавалась юристами, представлявшими как отраслевую, так и фундаментальную юридическую науку. Общую теорию права создавали юристы-социологи, юристы-догматики, юристы-философы, образуя тем самым соответствующие составные компоненты теоретико-правовой науки: социологический, догматический, философский.
11. Марксизм благодаря цельности, системности, теоретико-методологическому единству, широкому охвату эмпирических данных оказал огромное влияние на формирование целой плеяды социологов Запада и России (Ф. Теннис, М. Вебер. В. Зомбарт, Э. Дюркгейм, К Мангейм, Г. Маркузе, Э. Фромм, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гур- вич и др.). В качестве социологической доктрины марксизм получает свой статус прежде всего в среде социологов и благодаря их усилиям, теоретики и практики рабочего движения воспринимали марксизм в основном как доктрину научного социализма.
В России марксизм получает статус социологической науки в позитивистской среде, здесь формируется традиция воспринимать его в качестве социологической теории. В дальнейшем, после Октября 1917, данная традиция будет воспринята многими большевиками - обществоведами (Н.И. Бухарин, И.П. Разумовский, С.А. Оранский, Е.А. Энгель, М.А. Рейс- нер, П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис). Основной массив марксистской литературы по социологии права появляется после Октябрьской революции. Особенность советской социологии права 20-х гг. состояла в соединении марксизма и идей классиков немарксистской социологии, что иногда вело к стиранию грани между марксистской и «буржуазной» социологией.
12. Для советских юристов 20-х гг., разрабатывавших общую теорию права, ее социологический компонент стал основным, т.к. догматика и философия права прочно ассоциировались с «буржуазной» наукой. Они сумели всесторонне и глубоко показать механизм взаимосвязи экономики, классовой структуры общества, права и государства, развивая базовые положения марксизма и восполняя в нем пробелы. Государство и право, с их точки зрения, вырастая из отношений производства и обмена, проходя через призму классового сознания, взаимодействуют между собой очень опосредованно, с использованием сложной цепи социальных взаимосвязей. Право для них - часть базиса и часть надстройки, общественное отношение, форма сознания и закон, что существенно расширяло представление о праве.
13. В русской общественной мысли, всегда тесно связанной с главными проблемами дореволюционной России (земельный и рабочий вопросы, ограничение самодержавия, ликвидация культурной отсталости страны), критика позитивизма и марксизма, как правило, сопрягалась с политической борьбой консервативных кругов против революционного и либерального движения. Марксизм и позитивизм воспринимались не только как научные школы, но также как идеологическое оружие, направленное против самодержавия и традиционных общественных устоев. Позитивисты (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев), гегельянцы (Б.Н. Чичерин), кантианцы (А.С. Лаппо-Данилевский, П.Б. Струве, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистя- ковский, В.М. Хвостов), религиозные метафизики (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк), создавая альтернативные социолого-правовые теории, не просто вели научную дискуссию, но отстаивали, как правило, консервативные ценности уходящей России.
Альтернативная социология права во многом была вызвана революционным брожением и страхом перед революцией со стороны господствующих классов и значительной части русской интеллигенции. Антипозитивистские и антимарксистские социолого-правовые доктрины в значительной мере отходили от естественнонаучной методологии, делали ставку на идеализм и религию, заменяя теорию прогресса религиозной эсхатологией. При этом в их арсенале оставалась научная терминология, стремление выявить объективнее свойства государства и права, отыскать их функциональные зависимости и локальные закономерности.
14. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева во многом продиктована скептическим отношением к возможностям европейской культуры, их ориентацией на консерватизм, антилиберализм и национализм. Они поставили под вопрос универсальность европейских ценностей, предложили отказаться от европоцентризма. В теории циклов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева наблюдаются два неравноправных компонента - идеологический (главный) и научный (подчиненный). Оба автора выстраивают конструкции, внешне основанные на естественнонаучном знании и позитивизме (в форме орга- ницизма), но призванные обосновать политические и идеологические цели. При всей оригинальности данных концепций в их основе лежат умозрительные фикции, субъективные аксиомы, под которые подбирается нужный эмпирический материал. Важная особенность аргументации - апелляция к религии, что придает концепциям иррациональный характер. Предмет внимания обоих авторов - государство, закономерности его происхождения, развития и функционирования. При том что идеологическая составляющая концепций Данилевского и Леонтьева ведущая, они ставят проблемы, представляющие несомненный интерес для социологии государства и права.
15. Несмотря на то, что философия Гегеля воспринималась позитивистами в России как пример «туманной метафизики», далекой от подлинной науки, между гегельянством и социологией нет антагонистического противоречия. Панлогизм гегелевской философии ориентировал на поиск социальных закономерностей, на открытие функциональных связей между природой и обществом, между духовной и эмпирической жизнью людей. Данная установка была воспринята Б.Н. Чичериным - главным представителем русского гегельянства. Отвергая позитивизм и контовскую социологию за отрыв от религии и метафизики, русский гегельянец создал собственную социологию права, основанную на единстве метафизики, естествознания и религии. За формальным отрицанием позитивистской социологии стояло фактическое использование ее познавательного арсенала: были взяты на вооружение метод структурно-функционального анализа и теория прогресса; общество, государство и право рассматривались как системные объекты; поиск взаимосвязи между природными и социальными факторами и политико-правовыми институтами; установление закономерности в сменяемости государств и их форм.
16. Несмотря на широчайшее распространение кантианства и неокантианства в обществоведении, способность данных направлений служить методологической основой социологии права встречала объективные трудности. Естественнонаучный дух кантовского дуализма (ноумены и феномены) в целом не противоречил «первому позитивизму», Канта и Конта сближали агностицизм и стремление систематизировать научное знание. Пафос создания подлинной науки был присущ и основателям Марбургской и Баденской школ. Неокантианцы предложили устранить противопоставление познающего субъекта и «вещи в себе» при помощи сведения второго к первому. В этом случае действительность становилась проекцией познающего сознания, онтология сводилась к логике, объективные закономерности бытия отрицались и заменялись априорными законами разума. Познающий субъект, изучая предмет, фактически творил его в собственном сознании, реальность представала в качестве совокупности понятий о ней. В этом случае государство и право оказывались не объективными «вещами в себе», а трансцендентально-логическими построениями познающего субъекта. Соответственно предмет социологии права переводился из сферы эмпирики в сферу сознания.
Неокантианская методология при рассмотрении государства и права в большей или меньшей степени представлена у П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, В.М. Хвостова, П.Б. Струве, В.А. Савальского, И.А. Ильина, Л.И. Петражицкого, Г.Д. Гурвича, С.И. Гессена, П.А. Сорокина. Русские неокантианцы пытались найти закономерности, функциональные связи и системные свойства не столько в самих эмпирических феноменах государства и права, сколько в их логических моделях, присущих общественному и научному сознанию. Следуя идеям Баденской школы, они подчеркнули принципиальное различие между социальной и природной материей, чем серьезно скорректировали позитивистскую социологию права.
17. Если в общественной жизни русские религиозные философы последней трети XIX - начала XX в. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Эрн и др.) пытались оправдать и обосновать (в большей или меньшей степени) политическую реакцию со стороны абсолютизма, то в сфере мысли они имели в виду более широкую задачу: поставить под сомнение рационалистические основания философии и общественной науки (прежде всего социологии), научное познание дополнить откровением, верой в Бога. Процесс познания государства и права становится у них частью богопознания. Отвергнув позитивистскую социологию, поскольку та не нуждалась в опоре на Бога, религиозные философы предприняли попытку создать собственную христианскую социологию. Ими не отвергаются закономерности в происхождении, развитии и функционировании государства и права, системность и прогрессивный рост их свойств, признается существенной роль их эмпирической основы, но все это - исключительно в системе религиозной картины мира. Главная постулируемая ими закономерность сводилась к христианской эсхатологии: государство и право, возникнув вследствие акта грехопадения и развиваясь по направлению к Царству Божьему, закончат свое существование с концом земной жизни. Заслуга русских религиозных философов состояла в том, что они показали слабые стороны позитивистской социологии права, заставив взглянуть более реалистично на ее познавательные возможности. Поскольку любая наука антропоморфна, связана со свойствами разума и психологии человека, доказывали они, то всякое научное знание относительно, а открываемые ей закономерности государства и права условны.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Настоящее диссертационное исследование восполняет пробелы в отечественной историко-правовой науке, делает более точным и глубоким понимание процесса становления социологии права в России. Обобщение материала по истории и теории социолого-правового знания создает дополнительные условия для изучения социологии права, общей теории государства и права и юридической науки в целом. Идеи и концепции (многие из них прочно забытые), поднятые и рассмотренные в диссертации, могут служить добротным материалом для анализа с целью последующего их включения их в орбиту теоретико-правовой и социолого-правовой науки. Имеет теоретическое значение анализ взаимодействия социологии с теоретико-правовой и отраслевой юридической наукой, общей теорией государства и права и догматической юриспруденцией. Изучение форм такого взаимодействия, заложенных более 100 лет назад, позволит лучше понять особенности структуры современной отечественной юридической науки, динамику и основные тенденции ее развития. Рассмотрение русской социологии права в широком историко-культурном контексте (влияние теории культурноисторических типов, гегельянства, кантианства, религиозной метафизики) создает предпосылки для изучения данной темы на междисциплинарном уровне, совместно с социологами, философами, историками, культурологами.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебных курсов, чтении лекций и проведении семинарских занятий по социологии права, истории и методологии юридической науки, истории политических и правовых учений, теории государства и права.
Апробация результатов исследования
По теме диссертационного исследования опубликованы монографии и научные статьи, сделаны доклады на конференциях и круглых столах. Материалы диссертации в течение ряда лет используются автором при чтении лекций по истории политических и правовых учений, теории государства и права, отдельных спецкурсах.
Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:
- Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. Лекция 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СИСТЕМА И МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИКИ.
- Введение к фазовым диаграммам. Образование твердых растворов (Низкие концентрации – идеальные твердые растворы).
- ВВЕДЕНИЕ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
- 45. Введение подушной подати и правовое положение крестьян 18в.
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Введение.
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ