<<
>>

Политическая философия О.Конта.

Огюст Конт (1798–1857 гг.) – основоположник позитивизма, основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Конт придерживался либерально-консервативных убеждений, был сторонником сильного государства, социального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных реформ.

Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классовый мир и категорически защищал частную собственность.

Ввёл в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни.

О. Конт отрицает возможность познать сущность вещей. Наука с этой точки зрения должна ограничиваться описанием явлений, их сосуществования (статика) и последовательности (динамика).

Отрицая возможность проникнуть в сущность гос-ва и права, познать действительные движущие причины их развития и предсказать их глобальную судьбу, позитивизм превращался в охранительную идеологию, направленную против революционного миросозерцания ранней буржуазии.

Развитие общества связано со сменой 3 господствующих типов мировоззрения:

1. Теологического– господствует религиозное миросозерцание. Люди рассматривают гос-во и право как результат действия сверхъестественных сил, за всеми политич. явлениями стремятся отыскать волю богов. Типичной формой государства является наследственная монархия.

2. Метафизического – человек пытается объяснить политико-правовые явления с помощью априорных метафизических спекуляций, «отвлеченных (абстрактных) сущностей», наделяет их воображаемыми свойствами. Власть над умами переходит к философам – метафизикам.

3. Позитивного (научного) – наступает расцвет промышленной эпохи. Реакционную аристократию сменяет социократия.

Основной закон социократии: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».

Главную задачусоциократии в том, чтобы устранить прочный «порядок» (преодолеть революционное движение, стабилизировать и укрепить капитализм) и обеспечить «прогресс», то есть эволюционное, реформистское развитие «промышленной» (буржуазной) системы.

Социократия Конта – идеализированная «диктатура» буржуазии, причем в ярко выраженной антидемократичкской форме. Конт выступает решительным противником демократии и либерализма. Политическая власть в социократии принадлежит узкой группе банкиров, опирающихся на профессиональных советников – ученых, философов – позитивистов.

Социократическую судьбу человечества Конт связывает с торжеством науки, научной политики. Он отвергал атеизм и свободомыслие, считал их источниками анархии. Для воспитания людей в духе солидарности, для победы «альтруистических чувств» над «буйным разумом». Науку необходимо дополнить новой, «позитивистской», религией, превратить в религию свою позитивистскую теорию. В основу этой религии положен Культ Человечества как великого существа, обнимающего собой все поколения.

Конт объявил нашу планету «великим фетишем». Предлагал ввести новые обряды, религиозные награды и наказания, почитание «позитивистских святых». Жрецами новой религии становятся энциклопедически образованные ученые, философы-позитивисты. Создается всемирная «позитивистская церковь» с огромной «духовной» властью на строгих иерархических началах, во главе с первосвященником – «Великим пастырем человечества», должность которого Конт предназначал себе.

Источником политической теории Конта явились взгляды Сен-Симона. Однако в противоположность ему, Конт резко выступил против социализма и переработал Сен-симоновские положения для защиты капиталистической системы.

Основная цель Конта – загнать человеческий прогресс в тиски социократического «порядка». То есть беспощадной всеохватывающей диктатуры банкиров и позитивистских жрецов – ученых, рассчитанной на консервацию капиталистических отношений. Такая диктатура безысходна, она требует не только внешнего повиновения человека, но с помощью науки и новой религии стремиться утвердиться в его разуме и чувствах, сделать его своим добровольным рабочим инструментом.

При всей своей гениальности Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой широких массовых движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта сложились социологические теории Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Максима Ковалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опору континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом).

<< | >>
Источник: Ответы на экзаменационные вопросы по истории политических и правовых учений. 2018

Еще по теме Политическая философия О.Конта.:

  1. О. Конт. “Дух позитивной философии”. (“Слово о положительном мышлении”)
  2. Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.
  3. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ.
  4. 41. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике. Основные факторы социально-исторического развития. Проблема субъекта и движущих сил истории.
  5. Философия 19 в.:позитивизм, иррационализм, прагматизм, философия Маркса (материалистическое понимание истории, концепция отчуждения)
  6. 43. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  7. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  8. 23. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.
  9. ВОПРОСЫ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА У МАРКСА1
  10. Политическая философия О.Конта.
  11. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
  12. §1. История социологии
  13. §3. Социология права в России
  14. Позитивизм в России: этапы растущего влияния
  15. §2. Субъективная социология права
  16. §1. Марксизм как социолого-правовая доктрина
  17. §1. От теории прогресса к теории циклов
  18. §2. Социология права и гегельянство