47. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики пришли в эфир из обычного бытового общения.
Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее. Направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов.Еще одна особенность радиожанров: они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе.
Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики — отражение и формирование общественного мнения. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими возможностями канала и их творческим использованием.
Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета. К этому следует добавить: определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже — внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички).
Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения.По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:
Информационные жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры: аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.
По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие.
Монологические жанры: информационное радиосообщение, радиообзор печати, радиокомментарий, радиоотчет, письмо, радиозарисовка, радиокорреспонденция и др. Диалогические жанры: радиоинтервью, радиобеседа, радиодискуссия и др. Синтетические жанры: радиоотчет, радиоочерк, радиофельетон, радиорепортаж и др.
Как видим, некоторые жанры не закреплены жестко в своих группах. Между жанрами нет жестких границ. Элементы одних могут входить в другие, более сложные по структуре. Это связано с тем, что журналист при решении конкретной задачи сталкивается с необходимостью использовать разные методы, свойственные другим жанрам.
Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных — в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения. Так, элементы зарисовочного описания в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения.
Элементы комментария — оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст.Функции и предмет журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в Программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе.
Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все жанры публицистики в той или иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов.
Под воздействием времени система жанров радиожурналистики изменяется. Среди главных особенностей ее модификации — преодоление письменных текстов и обращение к естественной разговорной речи.
Все активнее проявляется разговорная природа речевых жанров, их нацеленность на непосредственного слушателя, на участника диалога. Формы диалогизации становятся разнообразнее: к прямому диалогу с участием двух и более собеседников добавляется диалог «разыгранный» (грамматически, стилистически, тонально). Диалогизируется и такой жанр как радиоочерк, в нем все больше звучит разговоров. И комментарий — когда ведущий беседует с человеком, приглашенным для оценки актуального события.
Итак, становление, функционирование системы жанров радиожурналистики представляет собой сложный исторический процесс, зависящий от политической жизни общества, совершенствования техники, собственного внутреннего развития. Он характеризуется динамикой всех его компонентов. Этот процесс тесно Связан с ролью радио, которую оно играет в системе массовых Коммуникаций и в жизни людей, трансформацией радиожанров в ходе освоения возможностей радиожурналистики в контексте меняющихся отношений с аудиторией.
Еще по теме 47. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания:
- Вопросы
- 47. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания
- 47. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития современного радиовещания