<<
>>

7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай)

Индия

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VII -VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв.

–знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы.

Этот период генезиса индийской философской мысли обычно именуют ведийской предфилософией. Мировоззренческие идеи, содержащиеся в «Ригведе» сыграли решающую роль в становлении философской традиции Древней Индии. Важнейшей особенностью ведийской мифологии можно считать отсутствие развитых дифференциаций в пантеоне архаических божеств. Веды стали также источником первых философских понятий.

В гимнах «Ригведы» уже достаточно отчетливо звучит идея функциональной связи «всего со всем», а также складывается образ единой универсальной основы космоса, в качестве которой фигурирует безличная жизненная сила. «Ригведы» складываются в «Упанишады»- религиозно-мистические и протофилофские тексты, в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости (шрути). Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. В этот исторический период сложилось шесть ортодоксальных философских учений (даршан), составивших рациональное ядро идеологии брахманизма: веданта, ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога. Архаическая мифология Вед постепенно уступает место брахманизму.

Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята, адживика. Они не признавали авторитет Вед, выступали против интеллектуальной гегемонии жречества в древнеиндийской культуре.

Китай

Философская традиция Китая от момента своего зарождения до расцвета и формирования развитых философски прошла ряд исторических периодов.

Время господства мифологического мировоззрения в Китае связано с историей племенных союзов Шан-Инь. В это время предки древних китайцев поклонялись зооантропоморфным божествам и духам. Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э. ), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая (протофилософский период). В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу – всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной. Первые философские учения возникли в эпоху Восточного Чжоу (VIII – VI вв. до н. э. ). Это натурфилософский период, когда оформляется важнейшая идея древнекитайской философии – идея перемен, и складывается учение об инь и ян. Последовательность перемен, их ритмичность и направленность, объяснялась взаимопревращениями противоположных начал инь и ян, круговоротом жизненной энергии ци. В этот период появилось учение о Дао и Великом Пределе – Тай- цзи. Период, когда оформились философские школы в Древнем Китае, называют золотым веком китайской философии. Это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI – III вв. до н. э. ). Несмотря на то, что философских школ существовало более ста, выделяют 6 направлений развития философии Китая (6 важнейших философских школ Китая): конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософская школа «инь-ян», школа имен.

Конфуцианство (со II века до н. э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н. э. ). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета, основанных на принципе «Хорошо делай свое и не лезь в чужое».

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221 – 207 гг. до н. э. ), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. Роль официальной идеологии в это время выполнял легизм.

Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э. ), когда был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология, которая во многом предопределила традиционный характер духовного развития Китая на протяжении 2х тысячелетий.

<< | >>
Источник: Ответы к экзамену по философии. 2017

Еще по теме 7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай):

  1. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
  2. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации
  3. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И НАУКА.
  4. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 ВЕКОВ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ
  5. Проблема человека в концепциях восточной философии.
  6. 7. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай)
  7. 4.Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.
  8. Становление философии в культурах Древнего Востока (Индия и Китай).
  9. §4. Географическая социология права
  10. §1. От теории прогресса к теории циклов