>>

1. Софисты, их философия. Протагор

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделятся группы так называемых: старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах. Для софистов характерно: 1) критическое отношение к окружающей действительности; 2) стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; 3) неприятие основ старой, традиционной цивилизации; 4) отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; 5) стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; 6) восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; 7) субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту они доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: «То, что не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога; значит ты их имеешь». Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. Протагор из Абдеры (около 480 — около 410 до н. э.), основатель школы софистов.
Разъезжал по Греции с пропагандой своего учения, много раз бывал в Афинах, одно время был близок к Периклу и Еврипиду. Особенно поражало современников Протагора то, что он устраивал публичные диспуты, брал плату за обучение, ввёл в оборот софизмы. Протагор прославился своим тезисом: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Содержащийся здесь субъективизм понимался Протагором как вывод из учения Гераклита (вернее, его последователей) о всеобщей текучести вещей: если всё меняется каждое мгновение, то всё существует только потому, что мы можем схватить это в данный момент времени; обо всём можно сказать как что-то одно, так одновременно и нечто иное, ему противоречащее. Этот релятивизм проводился у Протагора и в религиозной области: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду». По-видимому, Протагор признавал существование и богов, и мира в целом, но в противоположность древней натурфилософии отрицал возможность достоверного познания объективного мира и признавал только текучесть чувственных явлений. В этике и политике Протагор, по-видимому, был не склонен к последовательному проведению своего релятивизма: если мы не знаем истины, то можем знать, что полезно, об этом нам говорят естественное право и государственные законы; так, законодательство необходимо, поскольку в нас с самого начала вложены богами «справедливость» и «стыд», — здесь Протагор являлся сторонником как бы некоторого прагматизма. Имеются сведения о занятиях Протагора грамматикой, риторикой и художественным воспитанием.
| >>
Источник: История зарубежной философии. Шпаргалка. 2017

Еще по теме 1. Софисты, их философия. Протагор:

  1. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
  2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии
  3. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ [14]
  4. Учение о причинности, материи и форме в Древнегреческой философии.
  5. НАУКА И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
  6. НАТУРФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
  7. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 – 20 ВЕКОВ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ
  8. Античная философия: Платон, Аристотель.
  9. Основные проблемы и школы ранней греческой философии. Космоцентризм – основополагающий принцип первых философских школ.
  10. 8. Натурфилософия и космоцентризм античной философии («досократики»). Софисты и Сократ.
  11. 1. Софисты, их философия. Протагор
  12. 2. Социально-философские воззрения софистов
  13. 8. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.
  14. 8.Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.
  15. 8. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления.
  16. 6.1. Ораторское искусство античности
  17. Тема 7. Публицистический стиль