Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.
Работа 1800 г.
Предисловие.
Цель настоящего труда - расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволяют ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания.
Поставленную задачу - дать идеализм во всей его полноте - автор пытается разрешить посредством изложения всех частей философии в их единой последовательности, а всю философию представить тем, чем она действительно является, а именно непрерывной историей самосознания, для которой все известное из опыта служит лишь памятником и документом. Основа идеализма не носит чисто теоретический характер. Все доказательства, которые идеалист приводит для того, чтобы доказать существование определенных внешних вещей, должны быть выведены из изначального механизма самого созерцания, т. е. посредством действительной конструкции объектов.Введение.
Пар. 1. Понятие трансцендентальной философии.
Всякое знание - совпадение субъективного и объективного. Совокупность всего чисто объективного в нашем знании - природа; всего чисто субъективного - Я (интеллегенция). Безразлично из чего исходить. Либо мы принимаем в качестве первичного объективное и спрашиваем: как к нему присоединяется субъективное, которое с ним совпадает? (Натурфилософия - одна из двух необходимых основных наук философии). Либо в качестве первичного берется субъективное, и тогда задача заключается в том, чтобы объяснить, как к нему присоединяется объективное, которое с ним совпадает (трансцендентальный идеализм вторая необходимая основная философская наука) исходит из субъективного в качестве первичного и абсолютного и выводит из него объективное).
Пар. 2. Выводы.
1. Поскольку для трансцендентальной философии субъективное есть первичное единственное основание всякой реальности, единственный принцип объяснения всего остального, то она необходимо должна начинаться с общего сомнения в реальности объективного.
(Абсолютный (не частный) скептицизм. )2. Доказать тождественность положений “вне нас существуют вещи” и “я существую”. Первое будет для трансцендентального философа достоверным только в силу своей тождествеености второму.
3. Непосредственный объект - только субъективное в знании. Трансцендентальное знание есть знание о знании в той мере, в какой оно чисто субъективно. Обыденное сознание - господствуют понятия неразличимые как понятия. Трансцендентальное мышление - прерывание действия этого механизма и, сосознавая понятие как акт, возвышение его до понятия понятия. Философствование деятельность = постоянное самосозерцание себя в этой деятельности. Итог: все то, что в любом другом знании или деятельности вне сознания и абсолютно необъективно, здесь доводится до сознания и становится объективным, т. е. в постоянной самообъективации субъективного.
Пар. 3. Предварительное деление трансцендентальной философии.
Принципы деления могут быть выведены лишь в самой науке. Объект науки - само знание, знание вообще. Первый принцип трансцендентальной философии = те убеждения, из значимости которых она исходит.
А: Первое убеждение: не только существует независимый от нас мир вещей, но и наши представления настолько с этими вещами совпадают, что в вещах нет ничего сверх того, что существует в наших представлениях о них. 1-ая задача философии: объяснить, каким образом представления могут абсолютно совпадать с совершенно них существующими вещами. = задача теоретической философии.
В: Второе убеждение: представления, возникающие в нас без необходимости, посредством свободы, могут переходить из мира мысли в мир действительный и обретать объективную реальность. 2-ая задача философии: каким образом объекивное может быть изменено посредством того, что только мыслится, причем неизменно так, что оно полностью совпадает с мыслимым. = задача практической философии.
C: Эти две проблемы вовлекают нас в противоречие. Как можно одновременно мыслить представления сообразующиеся с предметами, а предметы - сообразующимися с представлениями? - высшая задача трансцендентальной философии.
=> предустановленная гармония => телеология: природа как целое и в своих отдельных продуктах - сознательное творение и продукт самого слепого механизма. Она целесообразна, не будучи объяснима в своей целесообразности. Телеология (=философия, занимающаяся целями природы) - область, где теоретическая и практическая философии объединяются.D. Систему знания можно считать законченной, только если она возвращается к своему принципу. Одновременно сознательная и бессознательная деятельность обнаруживается в самом сознании - эстетическая деятельность. Общий органон философии - философия искусства.
Пар. 4. Орган трансцендентальной философии. Объекты трансцендентальной философии существуют лишь поскольку они свободно продуцируются. - эстетический акт воображения. Тр. философия выводит реализм из идеализма, материализуя законы интеллигенции и превращая их в законы природы.
Первый главный раздел. О принципе трансцендентального идеализма.
Первый раздел. О необходимости и свойствах высшего принципа знания.
Этот принцип может находится только внутри самого знания и он может быть только единым. В нем содержание обуславливается формой, а форма - содержанием.
Второй раздел. Дедукция самого принципа.
Безусловно я знаю, что мое знание обусловлено только субъективным, но не объективным. Это знание выражено в положении тождества А = А. Но здесь содержание - условно, безусловно оно только в положении тождеста Я = Я. Я - самобъективирующееся продуцирование.
Общие замечания.
Второй главный раздел. Общая дедукция трансцендентального идеализма.
Предварительные замечания.
Вопрос положено ли Я не возможен. Я ограничено, лишь поскольку оно неограничено, и Я неограничено лишь поскольку оно ограничено.
Третий главный раздел. Система теоретической философии согласно основоположениям трансцендентального идеализма.
Предварительные замечания.
Самосознание, из которого мы исходим, есть единый абсолютный акт и этим актом положено не только Я с его определениями, но также и все остальное, что вообще положено для Я.
I. Дедукция абсолютного синтеза, содержащегося в акте самосознания.
Изначальный акт самосознания идеален и реален одновременно. Само Я есть деятельность, составленная из двух других (ограничиваемой и ограничивающей), а само самосознание - абсолютный акт. Тождество субъекта и объекта возможно только через опосредование.
II. Дедукция промежуточных звеньев абсолютного синтеза.
1. Самосознание - абсолютный акт, которым для Я положено все.
2. Самосознание есть борьба абсолютно противоположных деятельностей.
3. Изначально обе деятельности полагаются одинаково бесконечными.
4. Но философия может остановиться только на тех действиях, которые составляют эпоху в истории самосознания. Филосоия = история самосознания, проходящего различные эпохи. Последовательность их создает упомянутый абсолютный синтез.
5. Задача теоретической философии - объяснить идеальность предела.
Первая эпоха. От изначального ощущения до продуктивного созерцания.
1) Я созерцает себя ограниченным.
Акт, которым Я ограничивает само себя есть не что иное как акт самосознания.
2) Я созерцает само себя ощущающим.
3) Продуктивное созерцание.
а) дедукция продуктивного созерцания.
b) дедукция материи.
Вторая эпоха От продуктивного созерцания до рефлексии.
1) Я созерцает само себя продуктивным.
Третья эпоха. От рефлексии до абсолютного акта воли.
Четвретый раздел. Ситсема практической философии согласно принципам тр. идеализма.
Абсолютная абстракция, то есть начало сознания, объяснима только из самоопределения, или действования интеллигенции, направленного само на себя.
1) Воление вновь становится объективным для Я.
2) Я может осознавать изначальную гармонию между субъективным и объективным.
Пятый главный раздел. Основные положения телеологии согласно принципам тр. идеализма.
Природа должна являться в качестве целесообразного продукта. , природа не целесообразна по своему продуцированию . Своеобразие природы основано именно на том, что в своем механизме она тем не менее целесообразна. Полное объединение свободы и необходимости во внешнем мире дает мне только органическая природа.
Шестой главный раздел. Дедукция всеобщего органона философии, или основные положения философии искусства согласно принципам трансцендентального идеализма.
Пар. 1. дедукция произведения искусства вообще.
Тождество сознательного и бессознательного и сознание этого тождества. Я сознательно в продуцировании и бессознательно по отношению к продукту. Гений - то, что привности в сознание объективность Продукт - произведение искусства. Бесконечное умиротворение. Интеллигенция пришла к полному признанию выраженного в продукте тождества как такового, принцип которого заключен в ней самой: совершенное самосозерцание.
Пар 2. Особенности произведения искусства.
a)бессознательная бесконечность = синтез природы и свободы. Художник как бы инстинктивно привности в свое произведение помимо того, что выражено им с явным намерением, некую бесконечность, которую полностью раскрыть не способен ни один конечный рассудок.
b)Чувство умиротворения переходит в само произведение.
c)Произведение искусства выражает бесконечное в конечном - красота.
Пар 3. Выводы.
Общие замечания ко всей системе в целом.
Краткий пересказ книги.
Учение о материи в философии: основные подходы и воззрения.
Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, неразрывно связана с движением, способна к бесконечному саморазвитию, которое на определенных этапах при благоприятных условиях приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание - отражение, присущее материи. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность характеризуют материальное единство мира.
Существенные признаки материального мира:
a) сохранение и зменение = движение, дискретность и непрерывность, пространство и время.
b)Материя сохраняется как субстанция всех изменений. Движение - форма бытия любого материального объекта.
c) Структура материи: Неделимые элементы (относительный характер) и устойчивые законы, связи.
d)Структура материи реализуется в пространстве-времени, в закономерном расположении различных элементов материи, в закономерном следовании являений.
Пространство: порядок сосуществования элементов структуры материи.
Постмодерн в философии: истоки, представители, принципы.
Начинается с Ницше. Влияние Фрейда, Витгеншейна, Хайдеггера, которые переструктурализировали человеческое мышление. Постмодерн - общее в западном самосознании. Общекультурная тенденция. Неопределенная, но устойчивая характеристика общеметодологических изменений в искусстве, литературе, философии. Но дискуссии еще не закончились. Есть заявления о смерти постмодерна во Франции.
Представители:
1) Клод Леви-Стросс.
2)Ролан Барт.
3)Мишель Фуко.
4)Жорж Батй & Морис Бланшо.
5)Жак Деррида.
Структурализм породил постструктурализм. В философии постмодерн запаздал. Новая эра свершений. Постмодернизм - сознательный отказ от канонов, поскольку реальная жизнь демонстрирует это. Неномативное и неметафизическое философствование ad marginem. Перебор возможностей рефлексии и саморефлексии. Выход за границы. (см. Деррида “Позиции”). Постнеклассическая рациональность. Модерн - европейская метафизика. Некоторые: нужны ориентирующие понятия. Постмодерн - выполнение проекта модерна. Модерн и постмодерн взаимосвязаны - перетекают друг в друга. Почему XX век глобальный перелом эпох. Смена всей системы ценностей, убеждений, системы поведения. А. Тойнби: постмодерн - с начала 1-ой мировой. Классическая философия знала суть мирового устройства. Суть мирового устройства оказалась недостойной человека. Постмодерн - неудовлетворенность современным состоянием. Мировоззрение, переосмысливая структуры, и само меняется.
1) Разнообразие.
2) Попытка объединения.
Чувствуются мотивы Шопенгауэра, Штирнера, Кьеркегора. ; Джойс’39:“Finnegan‘s Wake”. Сер. 70-х гг. основная тенденция искусства и литературы. 1969. “Playboy” - перейти границу, засыпать рвы. Современная западная культура - самоубийство дискурса. Лессли Фидлер. Стирание границ между массовостью и элитарностью. Деррида: многоуровневое письмо.
Установки:
1)Осознанный плюрализм языков, моделей, жанров, стилей - в одном произведении. Радикальный плюрализм.
2)Стилистическая манера письма.
3)Универсальный код.
4)Двойное кодирование.
5)Сознательная гибридизация.
6)Семантичность вымысла.
7)Контекстуализм.
8)Диалогичность и полиморфичность.
9)Метафоричность.
10)Радикальный эклектизм.
11)Поиск новых форм.
12)Разнообразие.
13)Амбивалентность.
14)Методологическая полиморфность.
15)Неопределенность.
16)Фрагментарность.
17)Деканонизация.
18)Деконструирование.
19)Непрезентабильность.
20) Демистифицирующая ирония.
21)Карнавализация.
22) Крушение критицизма.
23) Экспериментальность.
24)Алогичность.
25)Децентрализация.
Хаос. Нет обычной рефлексии. Кризис универсального разума. . Учитывать области бессознательного и виртуального: сдвиг смыслов, паранойя бытия и абсурда. Антипарадигмальность структур со-бытия и со-знания. Демифологизация классической философии. Двойное кодирование: и массе, и профессионалам. Все в контексте, а контекст бесконечен. Конец философии, полная трансформация. Начинать надо с Деррида: разведчик постмодерна. Америка: новая американская критика. Философские проблемы через проблему письма. Что есть ценр притяжения философского текста => метафизика присутствия. Логоцентризм - неадекватен. Идеологический феномен письменной культуры. Сознание индивида - сумма текстов в мире текста. Недоверие к внешней и внеязыковой реальности - что формирует образ мысли человека. Деконструкция выявляет противоположность различных аксиоматических систем. Деррида - факельщик. см. “Ступени № 4”. Лиотар:
1) Невозможность тоталиризации.
2) Растущее противопоставление севера и юга.
3)Оправдывать - языковой и философский случай.
Постмодернизм - недоверие к метаповествованию. За распрю без самоуничтожения.
Исторические типы и формы мировоззрения.
Мировоззрение - ситсема взглядов человека на мир в целом, на место отдельного явления в мире и на собственное место в нем; совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого познания. Сложное взаимодействие знаний, убеждений etc. На макроуровне - преобладающие общие убеждения и принципы познания, идеалы эпохи; на микроуровне - определяющие жизнь индивидов и групп общие воззрения).
Состав мировоззрения (познавательные, ценностные и поведенческие подсистемы):
1)Обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные).
2)Ценности: осбые отношения (опосредованные идеалами) к миру.
3)Программы жизни, действия.
Типы мировоззрений (со стороны представленности интеллектуального и эмоционального опыта):
I.Мироощущение: эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.
II.Мировосприятие: опыт формирования познавательных образов мира.
III. Миропонимание: познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Миросозерцание (жизненно-практический / теоретический уровень).
Формы мировоззрений:
1)Мифологическое: форма общественного сознания, универсальная в жизни древнего общества): космические, эсхатологические мифы. Сохранение традиции и непрерывности культуры.
2)Религиозное: обращается к эмоциональной стороне человека. Освоение мира через его удвоение на земной и потусторонний. Вера - способ существования религиозного сознания. Культ - ее внешнее проявление, система ритуалов.
3)Научное: научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям ориентации человека или группы в окружающей природной и социальной реальности. Получают мировоззренческую значимость после того как получают философскую интерпретацию.
4)Философское: функции осознания, рационального понятийного выражения и теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Рефлексия и самосознание.
Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад) - отражение, а также исследование познавательного акта. Рефлексия есть форма теоретической деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью. Рефлексия - способ определения и метод философии. У Сократа она - познание деятельности собственной души. Аристтотель: рефлексия - атрибут божественного разума. Плотин: метод построения метафизики. Августин. Эриугена - созерцание своей сущности богом = акт творения. Декарт - методологическое сомнение. Локк: наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность. Лейбниц: спосбность монад к апперцепции. Кант: свойство рефлективной способности суждения. Образование понятий. Сознание отношения предметов и сточников познания. Фихте: философия = рефлексия. Гегель: рефлексия духа о своем содержании.
Два вида рефлексии:
1) О содержании знания, данного в различных формах культуры.
2) О процессе мышления - анализ способов формирования понятий, норм и пр.
Гуссерль: у рефлексии универсальная методологическая функция.
Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов, интересов, своего положения в обществе; выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов. Предполагает выделение и отличение человеком самого себя, “я” от всего, что его окружает. Возникновение самосознания связано с опрделенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности.
Формы самосознания:
1) Самочувствие.
2) Осознание своей принадлежности к обществу.
3) Самосознание “я” как особого образования.
+ самооценка, самоконтроль.
Самосознание есть несомненный факт, но имеет различные степени проявленности и развернутости. Самосознание предметно. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены становятся предметом специальной ананлитической деятельности субъекта - рефлексия.
Развитие и прогресс.
Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникают новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Развитие - особый вид изменения. Развитие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно большом интервале времени. Для развития характерны:
1)Обновление системы.
2)Ее внутреннее структурное и функциональное изменение.
3)Превращение в нечто новое, иное.
Прогресс - тип, направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, от менее совершенного к более совершенному.
1)Прогресс системы.
2)Прогресс элементов системы.
3)Прогресс структуры.
4)Прогресс параметров.
Соотносительно с понятием регресс. Определяется наличными конкретно-историческими условиями. Существуют объективные критерии являющиеся основой оценочных суждений.
Стадии:
1) Дозвездная.
2)Звездная.
3)Планетная.
4)Биологическая.
5)Социальная.
Характеризуется нарастанием темпов развития. Прогресс системы в целом включает регресс некоторых ее частей.
Детерминизм, вероятность, целесообразность.
Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. (Античная атомистика, Ф. Бэкон, Галилей, декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты).
Механистический детерминизм - абстрактный характер (Лапласовский детерминизм); абсолютизация формы причинности, описываемой сторого динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Лаплас: значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в прошедший или будущий момент. Понятый таким образом детерминизм ведет к фатализму. Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм. Органический детерминизм.
Вероятность - отношение числа случаев, в которм данное событие происходило к общему числу избранных случаев (статистическая вероятность).
Целесообразность - свойство процессов и явлений приводить к определенному результату, цели в широком или условном смысле слова. Высшая форма целесообразности - человеческая деятельность.
Проблема истины в философии.
Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
Существует две традиции в понимании истины в философии:
1) Онтологическая (от Платона).
2) Гносеологическая (от Аристотеля).
Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания. Аристотель сформулировал классическое опрделение истины: суждение истинно, когда оно утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это определение предполагает:
1) Внешняя действительностьк как объект познания существует до познания и не зависит от наличия или отсутствия знания.
2) Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию, а к суждению.
3) Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с предметом.
Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют также так называемые Прагматическая теория истины: истинная идея - та, которая выполняет свою функцию и когерентная теория истины - истинное положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант: трансцендентальная теория истины критерий иситны только формален - истина состоит в согласии знания с самим собой. Прагматизм: критерий истины - субъективная уверенность. Классическое определение истины постепенно размывается, образуется две тенденции:
1) Абсолютизирующая субъективную сторону: онтологизация истины.
а) акцент на созерцании => к абстрактной всеобщности. (Декарт, Гегель).
b) акцент на деятельности: субъект конкретный индивид => абсолютизация единичного (Философия жизни, Хайдеггер)
2) Абсолютизация объективного гносеологизация истины: истиина - только теоретическое значение.
Но истина есть взаимосвязанный процесс. Помимо идеи и предмета включает в себя намерения познающего и возможности реализации в предметной сфере. Истина - такое содержание сознания, которая соответствует реальности и является основанием для изменения реальности в виду субъективных целей. . Граница меры, достигнув которой теоретическое знание становится практическим действием. Истина во времени, но как процесс она вечна. Конкретно-всеобщее знание.
Учение о методе Ф. Бэкона.
В срвек. схоластике отсутствовали какие-либо строгие критерии для отличения истины от вымысла. Ощущался недостаток не столько в идеях, сколько в методе, в том твёрдом основании, на котором могло быть построено позитивное научное знание и и эмпирическое исследование. Это обстоятельство было положено Бэконом во главу угла как его критики, так и методов. Бэкон (1561-1636, «Великое восстановление наук», «Новый Органон») подчёркивает, что научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Сенсуализм столь же несостоятелен, как и спекулятивная метафизика. Есть множество вещей, которые ускользают от чувств, свидетельства чувств всегда субъективны, «Чувства всегда соотнесены с человеком, а не с миром». Исправление ошибок чувства даёт правильно организованный и специально приспособленный для того или иного исследования опыт или эксперимент. «Природа вещей лучше обнаруживает себя в искусственной стеснённости, чем в естественной свободе».
Для науки важны не всякие опыты, но поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин, дающие материал для последующего теоретического осмысления. Бэкон различает два рода опыта: светоносный (получение нового научного результата) и плодоносный (преследующий практическую пользу). Он предупреждает против чрезмерной погони за немедленной практической пользой.
Самое главное - выработать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. По Бэкону, таким методом должна стать индукция, но не как простое перечисление благоприятных фактов. Научная индукция «производит в опыте разделение и отбор и путём должных исключений и отбрасываний делает необходимые выводы». Суть его индуктивного метода заключается в таблицах Открытия - Присутствия, Отсутствия и Степеней. Собирается достаточное количество разнообразных случае некоего «простого свойства» (тяжести, теплоты, цвета и. т. п. ), природа которого ищется. Затем берётся множество случаев, как можно более подобных предыдущим, но в которых это свойство отсутствует. Затем - множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности этого свойства. Сравнение этих множеств позволяет исключить факторы, не сопутствующие данному свойству. Таким отбрасыванием мы получаем некий остаток, неизменно сопутствующий изучаемому свойству - его «форму», причину.
Аналогия и исключение составляют главные приёмы данного метода. По аналогии подбираются эмпирические данные для таблиц Открытия. Индуктивному исследованию подлежат «простые свойства», на которые разлагаются все конкретные физические тела, то есть не золото, вода, воздух, а их свойства или качества.
Задача бэконовской индукции - выявить «форму», в терминологии Аристотеля - формальную причину, а отнюдь не действующую или материальную, которые по мнению Бэкона частны и преходящи. Для Бэкона, метафизика - часть науки о природе, более абстрактный раздел физики. «Не будет никакой метафизики после обретения истинной физики, за пределами которой нет ничего, кроме божественного». Индукция - не средство узкоэмпирического исследования (как у Милля), а метод выработки фундаментальных теоретических понятий или аксиом естествознания, естественной философии.
Само понятие «формы» у Бэкона отличается от перипатетического или схоластического. Форма для него - сама материальная вещь, но взятая в своей объективной сути, а не так, как она представляется субъекту. Бэкон убеждён в материальности форм и их полной познаваемости. Бэкон различает два рода форм: формы конкретных вещей или субстанции и формы простых свойств. Первые складываются из вторых, они вечны и неподвижны. Простых форм существует конечное число, своим количеством и сочетанием они определяют всё многообразие существующих вещей.
Продолжая своё учение о методе, Бэкон формулирует «Правила умозаключений в физике»:
1. Не должно принимать в природе истинных причин сверх тех, которые достаточны для объяснения явлений.
2. Должно приписывать те же причины того же рода проявлениям природы (напр. падению камней в Европе и Африке, дыханию людей и животных).
Логика для Бэкона должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей. Как метод продуктивного открытия индукция должна работать по строго определённым правилам, не зависящим в своём применении от различий индивидуальных способностей исследователей. «Разуму надо придать не крылья, а свинец и тяжесть, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полёт». Определённая регламентация отличает научное знание от обыденного.
Социум и культура. Философия общества и философия культуры.
Общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Характер организационных форм культуры приобретает в последнее время особенно большое значение. Неправомерна постановка вопроса, являются ли те или иные институты формами общества или культуры, ибо тут они объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений. Отношения общества и культуры являются их взаимной потребностью друг в друге, их всесторонним взаимодействием. Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования, поскольку тип организации коллективной жизни не закодирован у человека в генофонде, как у животных. Люди научились создавать особый тип предметной ревльности - разнообразные объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до современных экономических, политических, правовых, научных, художественных и. т. п. , деятельность которых обеспечивается обретаемыми индивидом прижизненно представлениями, убеждениями, знаниями, умениями. Культура как сверхприродная сила имеет в своей основе сознательные действия, поэтому мера сознательности есть показатель уровня культуры. Развитие культуры - процесс, детеминированный меняющимся состоянием общественных отношений - государства, правовой системы, школы и. т. д.
При единстве технической культуры человечества, его социокультурная жизнь (политическая, юридическая, педагогическая, коммуникативная, художественная) оказывается многоликой для различных общественных групп. Так в культуре средневековой Европы различаются 4 культурных слоя: крестьянский, религиозный, светский, бюргерский. Идеологическое и социально-психологическое расслоение культуры отражает структуру общества на каждом этапе его развития. Отношения между обществом и культурой представляют собой взаимодействие, в котором сила каждой стороны может меняться, но обе являются активными участницами исторического процесса. Культура необходима обществу для восполнения отмершей биологической формы регуляции совместной жизин и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения её потребности самоосуществления и развития.
Объяснение и понимание.
Проблема объяснения и понимания начинается как проблема понимания текста, с появлением первой преграды в общении - письменного языка. Существует 4 подхода к пониманию текста:
1. семантический
2. грамматический
3. логический
4. герменевтический (узнавание истинных намерений пишущего).
Первые три - объяснение, четвёртый - понимание.
Понимание, в отличии от объяснения становится методом изучения наук о культуре у Дильтея. Естественно-научный метод объяснения не может быть распространён на изучение культуры, её нужно понимать. Против этого выступил О. Конт: культура может быть объяснена как и любое другое явление чел. жизни. Дильтей же различает науки о природе и науки о духе предметно и по методу. Методологией изучения культуры должен стать метод понимания (возможность иного мировидения, не игнорирующего индивидуальное при составлении целостной картины). (Эту линию продолжают Хайдеггер и Гадамер, иногда к этому напрвлению относят и Фрейда, рассматривая психоанализ как скрытую герменевтику внутренних текстов нашего подсознания).
Понимание - качественный метод постижения мира, противопоставленный количественному методу - объяснению. Они имеют одну задачу - открыть целое, но объяснение стремится к этому логическим путём (мир как целое, но в то же время дискретное, в каждый момент существующее только в единственном исполнении; целое осуществляется в дискретном), а понимание движется переживающим, творческим путём (понимание целого через понимание его функций. Понимание - это переживание чужих переживаний, осознание, что на самом деле они не являются чужими. В результате воспоминания о прошлом осуществляется самопонимание как дублирование собственных переживаний. Объяснение годится лишь когда речь идёт о ставшем, завершённом, жизнь же как вечное становление можно только понять. Природа понимается, поскольку в чувственном опыте она не дана нам непосредственно, а лишь через свои феномены, социальная же жизнь дана нам непосредственно в единстве нашего опыта, переживания.
Еще по теме Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.:
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- Немецкая классическая философия
- Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.
- НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
- Классическая немецкая философия, ее своеобразие. Философия Канта, его учение о познании и его этика