<<
>>

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или от­личия от философии западных стран. Основная специфика со­стоит в том, что русская философия существовала не столько в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, сколько была растворена в политической, художественной, ре­лигиозной литературе.

Важнейшими для нее были нравствен­но-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы су­деб России.

1) Философия Древней Руси (XXII вв.). Становление философской мысли в это время происходит в условиях глу­боких социально-политических и культурных изменений в жизни восточных славян, обусловленных образованием древ­нерусского государства - Киевской Руси, влиянием византий­ской культуры, возникновением славянской письменности и принятием Русью христианства. Эти факторы создали благо­приятные условия для зарождения древнерусской философии. Философский путь совпадает с «путями русского богословия» (Г. В. Флоровский). Важную роль на этом этапе сыграли про­изведения митрополита Иллариона (XI век) «Слово о Законе и Благодати», В. Мономаха «Поучение» и др.

Приняв христианство (988 г.), Киевская Русь вошла в ой­кумену византийской цивилизации, восприняв ее систему куль­турных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетичес­ких и духовных достижений. Духовные традиции русского народа восходят к восточной патристике.

Грековосточная философия Византии оказала огромное влияние на весь строй мышления восточных славян. Особая роль принадлежит Иоанну Дамаскину (ок. 675-750). Подобно Фоме Аквинскому на Западе, Иоанн Дамаскин стал крупней­шим систематизатором религиозно-философской мысли на византийском Востоке. Его главная задача - строгая систе­матизация богословского учения, выработка и шлифовка по­нятийного аппарата, синтез богословской мысли и античного философского наследия.

Начальный этап в развитии русской философской мыс­ли связан с появлением первых литературных произведений, содержащих оригинальные философские идеи и концепции. К наиболее значительным произведениям этого периода мож­но отнести «Слово о Законе и Благодати» Илариона, «Повесть временных лет» Нестора, «Послание к Фоме» Климента Смо- лятича, «Слово о премудрости» и «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского, «Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху» Митрополита Никифора, «Моление» Даниила Заточника.

2) Следующий этап в развитии древнерусской филосо­фии охватывает XIII-XIV века - время жесточайших ис­пытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием.

Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, од­нако, культурной традиции. Центрами развития русской мыс­ли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских про­изведений. Среди памятников филосфской мысли этого перио­да наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Слова» Серапиона Владимирского, «Киево-Печерский патерик».

Важнейшими для русской мысли этого периода были темы ду­ховной стойкости и морального совершенствования.

3) XIV-XVI вв.

- новый этап развития русской филосо­фии. Именно в этот период происходит подъем национального самосознания, образование русского централизованного госу­дарства, формирование концепции «Москва - третий Рим», сформулированная монахом Филофеем (ок. 1465-1542).

Одно из центральных мест в русской мысли XV-XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Формируется взгляд на Московское православное царство - Святую Русь как преемницу Византии, призванную выполнить особую ис­торическую миссию, который нашел отражение в сформулиро­ванной старцем Филофеем историософской концепции «Мос­ква - третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивав­шего идеи укрепления самодержавного правления.

Проблемы человека, нравственного совершенствования, выбора путей личного и общественного спасения были в центре внимания выдающегося византийского гуманиста-просветите- ля Максима Грека, философское творчество которого стало ве­личайшим достижением русской средневековой философии.

Это время - время сложной борьба стяжателей, выступаю­щих за активную роль церкви в государственной и обществен­ной жизни (Иосиф Волоцкий) и нестяжателей, выступающих с идеями невмешательства церкви в мирские дела (Нил Сорс- кий, Максим Грек, Вассиан Косой). В конечно итоге победу в этой драматической борьбе одержали исифляне (1525 г.). Ог­ромную роль на Руси приобретают идеи исихазма (Григорий Палама, Сергей Радонежский, Нил Сорский и др.).

Значительную роль в распространении философских зна­ний играли крупнейшие центры образования и культуры - Ки- евско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

4) Начало XVIII века стало завершающим периодом в ис­тории русской средневековой философии и временем зарож­дения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы просветительского этапа в развитии русской мысли. Наиболее яркими представителями этого пе­риода философской мысли были М. В. Ломоносов (1711-1765),

А. Н. Радищев (1749-1802), Н. Н. Новиков (1744-1818) и др. В 1755 г. открылся Московский университет, в котором было три факультета, в том числе и философский. Появились перево­ды западных философских текстов. На западный манер филосо­фы пытались сеять зерна просвещения на русской почве, уповая на укрепление нравственных, добродетельных основ жизни.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее су­ществования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время, когда в универси­тетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим госу­дарственным контролем, не допускавшим никакого философс­кого свободомыслия по чисто политическим мотивам.

Вплоть до второй половины XIX в. философская пробле­матика осваивалась в России преимущественно в философско- литературных кружках вне официальных структур просвеще­ния, что имело последствия двоякого рода. С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская дейс­твительность. Поэтому трудно найти в истории русской фило­софии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизи­рованием и не откликался бы на животрепещущие проблемы. С другой стороны - эти же условия привели к такому ненор­мальному для самой философии состоянию, когда при воспри­ятии философских учений политические установки приобре­тали доминирующее значение и сами эти учения оценивались, прежде всего, с точки зрения их «прогрессивности» или «реак­ционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность. Другие же, составившие впос­ледствии классику русской философии, как, например, учения К. Леонтьева, Н. Данилевского, Вл. Соловьева, Н. Федорова и др., не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу людей.

5) Становление самобытной русской философии начи­налось с постановки и осмысления вопроса об историчес­кой судьбе России. В напряженной полемике конца 30-40-х гг. XIX в. о месте России в мировой истории оформились славя­нофильство и западничество как противоположные течения русской социально-философской мысли. Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из роли православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на са­мобытный характер развития России, тогда как западники ос­новывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа.

Лидеры славянофильства - А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817- 1860), Ю. Ф. Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием са­мобытного пути развития России. Исходные положения сла­вянофилов:

• православие - основа национальной жизни. Славянофи­лы ориентировались на православную веру и святоотеческую традицию в осмыслении судеб России и ее цивилизационных перспектив;

• соборность - единство верующих во Христе. Соборность понималась славянофилами, прежде всего, как церковная со­борность - свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного отыскания пути к спасению;

• община - основа социальной жизни и орган самоуправ­ления. Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной ха­рактеристикой которой является самоуправление. Общинное устройство, основанное на началах общей ответственности, выработке совместных решений в соответствии с голосом со­вести, чувством справедливости, народными обычаями было для славянофилов зримым воплощением свободной общнос­ти. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Основателем философии славянофилов и вдохновителем их оригинальных идей являлся А. С. Хомяков (1804-1860), чрезвычайно цельный, яркий и оригинальный человек с очень разносторонними дарованиями и интересами.

Исследовав и сопоставив западноевропейскую и русскую историю, особенности религиозной веры, системы духовных ценностей, славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны, что означало неприемле­мость европейских форм жизни для России. Философско-исто­рическая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, явив миру образец высокой духовности и свободы.

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычай­но сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на фило­софию всеединства В. Соловьева и его последователей.

Среди западников, к которым относятся П. Я. Чаадаев (1794-1856), А. И. Герцен (1812-1870), В. Г. Белинский (1811­1848), Т. Н. Грановский (1813-1855), Н. В. Станкевич (1813­1840) и др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы, прежде всего в области прав человека и свободы.

Одним из первых русских мыслителей-западников был П. Я. Чаадаев. В «Философических письмах», написанных в 1829-1830 гг., П. Я. Чаадаев изложил свои взгляды на миро­вой исторический процесс и место в нем России. Его взгляды на развитие истории носит ярко выраженный европоцентрист­ский характер. По мнению Чаадаева, у русского народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отстал от народов Западной Европы, но все это составляет преиму­щество девственной почвы.

В 1831 г. в стенах Московского университета возник фило­софский кружок, ставший значительной вехой в формировании либерального западничества. Главная цель кружка, лидером которого был Н. В. Станкевич, - изучение немецкой филосо­фии, прежде всего философской системы Гегеля. В кружок вхо­дили К. С. Аксаков, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, М. Н. Катков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин и др.

Умеренная либеральная позиция была довольно распро­страненной в 40-х - начале 60-х гг. XIX в., но наибольшее рас­пространение и влияние среди русской интеллигенции полу­чают более радикальные доктрины о способах приобщения России к западноевропейской цивилизации.

Представителями революционно-демократической идео­логии, первоначально формирующейся в рамках западничес­тва, были хорошо известные мыслители и общественные де­ятели: В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. П. Огарев (1813-1877). В отличие от либерального западни­чества, они рассматривали философию как средство для обос­нования своих политических идеалов, для преобразования рос­сийской действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными методами. Мысли об активной роли философии в общественной жизни пронизыва­ют произведения В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Задача фило­софии - содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.

В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интел­лигенции в этот период были Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861), Д. И. Писарев (1840-1868). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революци­онно-демократический характер. Они находились в резкой оп­позиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.

Большое влияние на русскую интеллигенцию оказала и разработанная Чернышевским этика «разумного эгоизма», которая была своего рода рационалистическим фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертво­вания как норму бытия для «разумной личности». Обращение к моральной сфере было связано с задачей выработки опреде­ленного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В романе «Что делать?» Чернышевский рисует образы «новых людей», носителей своей философии. Его идеи были горячо восприняты, а его книга стала как бы библией для бу­дущих революционеров в России, оказав большое влияние на идеологию русского марксизма.

Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX в. стало почвенничество, представленное трудами

А. А. Григорьева (1822-1864), Н. Н. Страхова (1828-1896), Н. Я. Данилевского (1822-1885), Ф. М. Достоевского (1821-1881).

Почвенничество характеризовалось верой в народ, в раз­витие его на собственной почве, которое представляет собой спонтанный органический процесс, принципиально не под­дающийся рационализации. Оригинальная концепция исто­рического процесса, понимаемого таким образом, была пред­ставлена, прежде всего, в трудах Н. Я. Данилевского, который пришел к выводу, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организаций животных и растений, в челове­ческой истории существуют различные типы культур.

Теория культурно-исторических типов, сформулированная Данилевским, выступала как антитеза концепциям истории, которые носили ярко выраженный европоцентристский харак­тер. В философии истории европоцентризм выражался в пред­ставлении о линейном, одномерном характере исторического процесса на базе рационалистической концепции прогресса. Вместо моноцентризма, Данилевский предлагает концепцию полицентризма типов культур, вместо линейности - многова­риантность развития.

Главной темой идейных исканий Федора Достоевского ста­ла тема взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира. В своих художественных и публицистических произведениях великий мыслитель исследует все губительные последствия отказа че­ловека от веры в Бога.

Человек, по Ф. М. Достоевскому, есть великая тайна: нет ничего значительнее и дороже человека, хотя нет и ничего страшнее его. Он саркастически высмеивает рационалистичес­кие трактовки человека, согласно которым поведение человека определяется его рассудком и соображениями выгоды. Под­линная сущность, ядро человека заключается в стремлении к самоутверждению, т. е. к свободе. Человек, по образному выра­жению героя «Записок из подполья», не штифтик, не клавиша фортепьянная, и хоть по глупой, но по своей воле желает жить. Бытие человека определяется этой жаждой свободы.

Исключительный опыт познания истории с позиций диа­лектики свободы содержится в поэме о Великом Инквизито­ре в романе «Братья Карамазовы», названной с легкой руки

В. В. Розанова (1856-1919) легендой о Великом Инквизиторе. В этой поэме божественному смыслу истории противопостав­ляется грандиозный замысел переустройства человеческого общества на рациональных человеческих основаниях. Образ Ве­ликого Инквизитора олицетворяет у Ф. М. Достоевского замы­сел безбожного социалистического переустройства общества.

6) Русская религиозная философия (середина и вторая половина XIX в.) наиболее полно представлена философией всеединства - оригинальной философской системой Влади­мира Соловьева (1853-1900).

Основные достижения В. Соловьева можно свести к следу­ющим идеям:

• идея всеединства как единство творца и творения;

• идея цельного знания (научного, философского и религи­озного);

• идея истории как реализация идеи богочеловечества, осво­бождение человечества от внешней зависимости и приобщение к христианским ценностям (истины, добра и красоты);

• идея экуменизма и критика ортодоксально-традиционных положений христианства.

Представители метафизики всеединства - священник П. А. Флоренский (1882-1937), философы С. Н. Трубецкой (1862-1905) и Е. Н. Трубецкой (1863-1920), С. Л. Франк (1877­1950), Л. П. Карсавин (1882-1952) и др., опираясь на учение

B. С. Соловьева, сформулировали новые варианты православ­ной онтологии, гносеологии, социологии, эсхатологии.

Кризис официального богословия и церкви, проявивший­ся в середине XIX в., особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Это побудило представителей либеральной ин­теллигенции заняться проблемами обновления исторического христианства и путем философских наработок приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям раз­вития России. Такую задачу взяли на себя Л. И. Шестов (1866­1938), Н. О. Лосский (1870-1965), Н. А. Бердяев (1874-1948),

C. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский (1865-1941), В. В. Розанов (1865-1919).

Одним из видных представителей «нового религиозного со­знания» экзистенциалистского направления начала XX столе­тия был Н. А. Бердяев. В своих работах «Философия свободы», «Опыт эсхатологической метафизики», «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», «Самопознание» и других он изложил систему своих философских взглядов, на­звав ее философским персонализмом.

Истоки кризиса современной цивилизации, по мнению Бердяева, состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Человечество вместо истинной духовной культуры стало создавать механическую культуру, самая устремленность которой антирелигиозна и античеловеч- на. Выход из глубокого кризиса, в котором оказалась Россия и вся современная цивилизация, виделся мыслителю в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

В России в конце XIX - начале ХХ в. получило развитие философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах Г. В. Плеханова, «легальных марксистов» (П. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др.). Особая роль в развитии марксизма на русской почве принадлежит В. И. Ленину.

Философские взгляды В. И. Ленина (1870-1924) изложе­ны в большом числе публикаций, многие из которых не явля­ются работами чисто философского характера, а затрагивают также широкий круг других проблем.

Ленин проявил себя как представитель марксистской фи­лософии, продолживший разработку ее проблем в условиях вступления капитализма, по его определению, в стадию импе­риализма, а также в связи с новыми достижениями в развитии науки и, прежде всего, естествознания.

В работах Ленина много места уделено проблемам фи­лософского учения об обществе. Он внес вклад в разработку проблем, связанных с теорией классов и классовой борьбы, дал определение классов,развил учение об общественно-экономичес­кой формации, о научном предвидении исторического развития, о революции, государстве, соотношении экономики и политики. Им была провозглашена идея культурной революции после завоевания пролетариатом власти. Эта идея предполагала осу­ществление всеобщей грамотности, приобщение трудящихся к мировым духовным завоеваниям, формирование новой интел­лигенции из среды рабочих и крестьян, выработку у трудящих­ся высоких нравственных качеств.

Значительную часть творческого наследия Ленина занима­ют работы, посвященные теоретическому обоснованию пробле­мы построения социализма и коммунизма. Ему принадлежит идея создания социалистического общества в одной отдельно взятой стране, предложены пути и способы ее реализации.

В послеоктябрьский период, в период советской власти философия испытывала жестокую цензуру и развитие фило­софской мысли сводилась к популяризации основных поло­жений марксизма-ленинизма. В период сталинской диктатуры основным ориентиром в философии стала «философская» гла­ва в учебнике И. В. Сталина «Краткий курс ВКП (б)». Верным и нравственным в области мышления и поведения считалось только то, что служило интересам построения коммунизма.

Так продолжалось до XX съезда КПСС. «Хрущевская отте­пель» отмечена оживлением творческой мысли в философии, правда, только в рамках марксистско-ленинской идеологии. Жесткий идеологический пресс сказался и на работах по ис­тории философии, которую рассматривали непременно с по­зиций ленинского принципа, гласящего: история философии есть история борьбы материализма с идеализмом.

После революции 1917 г. в силу разных причин многие русские философы вынуждены были эмигрировать за гра­ницу. В 1922 г. был организован так называемый «философс­кий пароход», на котором страну покинули такие мыслители, как Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, Ф. А. Степун, П. Б. Струве и др. Возникло не­сколько центров русского философского зарубежья: кроме Берлина, это - Париж и Прага. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков обосновались в Париже, где поселился и эмигрировавший из Советской России еще в 1920 г. Л. И. Шестов. В Праге при Кар­ловом университете был создан Русский юридический факуль­тет, в числе преподавателей которого были В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, П. И. Новгородцев, П. Б. Стру­ве. Основатель факультета - видный философ, социолог и пра­вовед Павел Иванович Новгородцев (1866-1924), создавший и возглавивший в Праге Религиозно-философское общество им. В. Соловьева, автор фундаментального труда «Введение в философию права».

Таким образом, в результате философской эмиграции воз­никло такое явление, как философия русского Зарубежья. Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, весьма многообразен, но в центре их бесспорно не­устанные размышления об исторических судьбах России. Глав­ным своим делом философы, оказавшиеся на чужбине, счита­ли бескорыстное служение Родине. «Серебряный век» русской культуры продолжили своим творчеством не только филосо­фы-эмигранты. Одним из талантливейших продолжателей его традиций стал Алексей Федорович Лосев (1893-1988), который не покинул Родину и в условиях советской действительнос­ти создал в 1920-х годах оригинальные работы. Среди многих сотен его работ особо выделяется написанная в 1950-1980-х годах огромная восьмитомная «История античной эстетики». Следуя заветам В. С. Соловьева, в этих работах мыслитель осуществил своеобразный, синтез различных областей знания, включая философию, математику, эстетику, музыковедение и т. д. Лосевым был разработан и применен собственный метод исследования - метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза диалектики и фе­номенологии. А. Лосева по праву называют последним в пле­яде тех, кто создавал философию «серебряного века» русской культуры.

<< | >>
Источник: Чуешов В.И.. Философия : курс лекций / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. - Минск,2012. - 272 с.. 2012

Еще по теме Основные направления развития и типологические характеристики русской философии:

  1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии
  2. СОДЕРЖАНИЕ