<<
>>

Основные этапы развития философской мысли Беларуси

Своеобразие и особенность белорусской философской мыс­ли обусловлена историческим прошлым нашего народа, его включенностью в систему международной социокультурной коммуникации. Следует иметь в виду, что дискуссионность проблемы самостоятельности белорусской философии обус­ловлена тем, что иногда белорусский этнос не рассматривался как самостоятельный, а исследователи отечественной фило­софии белорусов считали частью либо великорусского, либо польского народов.

Географически находясь в центре Европы, наша страна рас­полагалась как бы между двумя цивилизациями: Западной Европой и Европой Восточной. В отдельные периоды своей истории наши земли ощущали определяющее воздействие то западноевропейской, то восточноевропейской культур. Особая психология, менталитет и философская культура белорусов формировались под воздействием ряда факторов, определяю­щими среди которых являются:

• полиэтническая структура государственных образований (Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Речь Поспо­литая, Российская империя, БССР), в составе которых нахо­дились белорусские земли в разные исторические периоды;

• центральное геополитическое положение на карте Европы;

• поликонфессиональность белорусского этноса, обуслов­ленная сильным влиянием на ментальность и социальные мо­дели поведения белорусов христианства, прежде всего, право­славия и католицизма.

Не случайно поэтому, возникнув в рамках национальных духовных традиций, философская мысль концентрировалась над решением фундаментальной проблемы - проблемы нацио­нально-культурной самоидентификации.

Проблемы национального самосознания и становления на­ционального государства всегда находились в центре белорус­ской философской мысли. Основные периоды в истории фило­софской мысли Беларуси.

1) Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси (IX-XIII вв.). Виднейшими представителями этого времени являются Ефросиния Полоцкая (1110-1173), Климент Смоля- тич, Кирилл Туровский (ок.1130-1193).

Принятие христианства, ставшего в 988 г. государственной религией Киевской Руси, способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литерату­ры и письменности, а также становлению самобытной систе­мы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Христианская культура существовала и взаимодействовала с огромной мифологической культурой славян, для которой было характерно образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты. Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало существенное влияние на процесс формирования и развития белорусского этноса. В фольклоре содержались не только нравственные убеждения народа, начала прикладных наук, но также и его предфилософия. Фольклорная афористи- ка (пословицы, поговорки и др.) выступала как квинтэссенция народной мудрости, обладающая мировоззренческой ценнос­тью. Это была своеобразная символическая культура народа, окрашенная в национальные мифологемы и не выраженная в рационально-понятийной форме.

2) Философская мысль Беларуси периода ВКЛ (XIII- XVI вв.) Этот период связан с именами Франциска Скорины,

Николая Гусовского, Михаила Литвина, Андрея Волана, Льва Сапеги, Сымона Будного, Василия Тяпинского.

XVI столетие в развитии белорусского этноса занимает осо­бое место. Это время отечественного Возрождения и Реформа­ции, которые были обусловлены развитием городов, складыва­нием раннебуржуазных элементов в экономике, формировани­ем основ интегрированной белорусско-украинско-литовской государственности, развитием национального языка и литера­туры, нового, христианско-гуманистического мировоззрения, опиравшегося на усвоение и переосмысление достижений ан­тичности, средневековья, восточнославянских и западноевро­пейских религиозно-культурных традиций.

У истоков отечественной ренессансной гуманистической мысли и национального самосознания стояли выдающиеся бе­лорусские мыслители Николай Гусовский (ок. 1480-1533(?)) и основоположник восточнославянского книгопечатания, пе­реводчик Библии Франциск Скорина (1490-1541) - мысли­тель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры.

Поэма «Песнь о зубре» (в которой удивительным языком описана красота природы) обессмертила имя Н. Гусовского, а зубр стал природным сим­волом нашего Отечества.

Перевод Скориной Библии с церковнославянского на ста­робелорусский язык превратил ее в основу развития духовной культуры народа. Ориентируясь на православного читателя, Скорина в то же время не связывал себя жестко с определен­ной конфессией и выступал за диалог всех христианских на­правлений. В 1522 г. с помощью Якуба Бабича издает «Малую подорожную книжицу» (в которой предстает как ученый-аст­роном), а в 1525 г. - «Апостол», последнюю из своих книг.

Как гуманист Скорина акцентировал внимание на пробле­мах нравственного самосовершенствования человека, равенс­тве прав, гражданской активности. Философское наследие Скорины раскрывает сложную мировоззренческую картину формирования национального самосознания. В предисловиях к библейским книгам он наиболее полно выразил идеал нацио­нальной жизни белорусов, основными компонентами которого являются Родина и культура народа - его язык, история, тра­диции и т.п. Священное писание рассматривалось мыслителем не только как средоточие божественной мудрости, высокой духовности, светского знания, идеальной нравственности, под­линной религиозности, законопочитания, гражданственности и человеческого достоинства, но и в качестве источника нацио­нально-культурного обновления и Возрождения.

Национально-патриотические и гражданские идеи Скорины получили развитие в ренессансно-гуманистической и реформа- ционной мысли второй половины XVI столетия, когда сущес­твенно актуализировалась проблема сохранения государствен­ности и национальной культуры белорусского и украинского народов.

Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (1533-1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540-1603). Пер­вый, исполняя обязанности протестантского пастыря, высту­пал за рационализацию христианства, освобождение его от мистических элементов раннехристианского вероучения, а также выступал в защиту концепции веротерпимости.

Идея правового общества и государства получила обосно­вание в произведениях Льва Сапеги (1557-1633). Его соци­ально-политические и историософские взгляды были изло­жены в «Предисловии» к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным орга­нам в поддержании общественного порядка.

Одним из первых в европейской философии с идеей естес­твенных прав человека выступил Андрей Волан (1530-1610). Идея прав и свобод человека, правового государства получила развитие в трудах А. Волана «О политической, или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «О государе и его личных добродетелях» и др. А. Волан являлся выразителем интересов гуманистически настроенной мелкой и средней шляхты, понимающей всю важность и необ­ходимость «исправления Речи Посполитой», реформирования органов государственной власти, судопроизводства, религи­озно-церковной жизни, улучшения законодательства, ослаб­ления крепостного гнета, развития ремесла, торговли, науки, совершенствования морали. Он развивал учение о естествен­ном происхождении общества, государства, права, склонялся к мысли о том, что в истории решающую роль играет субъектив­ная деятельность людей, а не божественное провидение.

XVI век вошел в историю как «золотой век» белорусской культуры в целом и философской и общественной мысли в час­тности. Именно в это время произошли важные события: бе­лорусский язык стал языком делопроизводства ВКЛ; само ВКЛ являлось уникальным государством, в котором мирно сосущест­вовали православие и католицизм и другие конфессии;развива- лась гражданская и правовая культура, нашедшее отражение в знаменитом Магдебургском праве.

3) Философская мысль периода Речи Посполитой (XVI-XVIII вв.). В результате Люблинской унии 1569 г. была образована Речь Посполитая. В этот период жили и творили Петр Скарга, Мелетий Смотрицкий, Казимир Лыщинский, Си­меон Полоцкий, Георгий Конисский.

Наиболее видный ее представитель - Мелетий Смотриц­кий (прим. 1577-1633), пытавшийся соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Среди белорусских мыслителей были и такие, которые, не по­рывая со схоластикой, вместе с тем не мирились с ее крайнос­тями, боролись за развитие просвещения и научных знаний.

Среди них особенно выделялся Симеон Полоцкий (1629­1680), который учился и в Полоцкой братской школе, и Кие- во-Могилевской коллегии (впоследствии академии), а также, по-видимому, в Виленской иезуитской коллеги. В Полоцкой братской школе он преподавал, например, русский, польский и белорусский языки. Наш земляк прославился своими сти­хотворными и философскими трудами «Ветроград многоцвет­ный», «Рифмологион». «Рифмологион» Симеона Полоцкого - первое специальное и систематическое философское исследо­вание идеалов, целей и программ действия государства, содер­жавшее обоснование необходимости идеологии для сильного государства. Согласно Симеону Полоцкому именно филосо­фия - незаменимая помощница в строительстве сильного госу­дарства, наставление жить справедливо, говорить достойно, не бояться сильных мира сего и добывать знания о мире и месте в нем человека. Двумя крыльями этой идеологии, по Симеону Полоцкому, должны быть образование (просвещение) и книго­печатание. В полной мере реализовать свои философские идеи Симеон Полоцкий смог в России - через организацию Славя­но-греко-латинской академии.

4) Философская мысль периода Российской империи (XVIII-нач. XXвв.). В результате трех раздел Речи Посполи­той (1772, 1793, 1795) белорусские земли вошли в состав Рос­сийской империи.

В XVIII веке философия была важной составной частью образования в Беларуси. Ее рациональный и критический дух способствовал формированию в Виленском университете тай­ных студенческих товариществ филаретов (с греч. - любителей добродетели) и филоматов (с греч. - любителей знаний) и др., одним из членов которого был Адам Мицкевич (1799-1855), выходец из Беларуси, выдающийся польский поэт.

А. Мицке­вич активно пропагандировал наш язык, считал его «самым гармоничным» из всех славянских языков и «наименее изме­ненным».

Большое влияние на формирование национального самосо­знания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840­1900), «духовного отца белорусского возрождения» (М. Горец- кий). В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» (1891) и в других произведениях он выдвинул оригинальную концепцию истории белорусов, подчеркнул преемственность политико­государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою «землицу Бела­русь» от социального, политического, религиозного гнета, воз­родить культуру и гражданский престиж родного языка.

Заметный вклад в формирование философско-мировоз­зренческих основ национальной культуры внесли Максим Богданович (1891-1917), Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) и Якуб Колас (Константин Михайло­вич Мицкевич) (1882-1956).

Особую роль в осмыслении белорусской национальной идентичности, национального бытия белорусов в ХХ веке сыграл Янка Купала. Пожалуй, в его творчестве в наибольшей степени отразились сложные процессы национальной истории Беларуси. Патриотизм, идеи свободы и национального само­сознания составляют лейтмотив творчества классика белорус­ской литературы. Поэма «Безназоунае» (1924) стала попыткой Янки Купалы выявить и осмыслить идеал национального го­сударственного строительства. Через художественный образ сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как на­род, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслием, патриотизмом, жертвенностью, справедли­востью, добром и красотой.

5) Философская мысль Беларуси в XX-XXI веке связана с именами А. Гаруна, И. Абдираловича (Канчевского), В. Са- мойла (Сулима) и др.

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Игна­та Абдираловича. В 1921 г. был опубликован его капитальный труд «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапог- ляду». Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но и кон­цептуальным характером. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя поло­жение белорусов в геополитическом пространстве между Вос­током и Западом, автор теоретически обосновывал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь.

Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ - начале нынешнего столетия. Они связаны с кри­тическим переосмыслением истории белорусской государс­твенности, положений марксистской идеологии, идеологичес­ких платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в усло­виях трансформации всех сторон общественной жизни.

4.2.

<< | >>
Источник: Чуешов В.И.. Философия : курс лекций / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. - Минск,2012. - 272 с.. 2012

Еще по теме Основные этапы развития философской мысли Беларуси:

  1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. 19. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  4. Тема 7. Публицистический стиль