<<
>>

Неклассическая философия: позитивизм.

Философия позитивизма — направление в философии 19 – первой половины 20 вв. , объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность «метафизики» (спекулятивной философии) (напр. , нем. классического идеализма) решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. Впадая в другую крайность, позитивизм вовсе отверг умозрение как средство получения знаний. Традиционные проблемы философии (о бытии, сущностях, причинах и т. п. ), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта, позитивизм объявил бессмысленными. Позитивисты стремились подняться над материализмом и идеализмом, найти «третий путь». Сам позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (“позитивной”) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое (опирающееся на опыт) знание, то никакая спекуляция не может быть знанием. Основателем философии позитивизма был Огюст Конт, который ввел и термин “позитивизм”. Исторически выделяют три этапа в развитии позитивизма. Представители «первого» позитивизма – Конт, Литтре, Лаффит (Франция), Милль, Спенсер (Англия). Наряду с проблемами гносеологии (закон трех стадий развития познания — Конт) и логики (Милль) позитивисты важное место отводили социологии (идея о преобразовании общества на базе науки Конта, органическая теория общества Спенсера). Возникновение второго этапа П. — эмпириокритицизма относится к 70–90-м гг. 19 века и связано с именами Маха и Авенариуса, отказавшихся даже от формального признания объективно реальных предметов, которого еще придерживались представители раннего позитивизма. В учении Маха проблемы познания истолковывались с позиций крайнего психологизма, переходящего в субъективизм.
Возникновение и формирование новейшего позитивизма, или неопозитивизма, связано с деятельностью Венского кружка (Нейрат, Карнап, Шлик и др. ) и берлинского общества эмпирической философии (Рейхенбах, Крауз и др. ). Основное место на данном этапе позитивизма занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления пошли по линии по линии формализации гносеологических проблем. Физикализм – физика провозглашается основой всех наук, а язык физики должен стать универсальным языком всех наук. Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность. Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания. Ярчайшие представители постпозитивизма: Карл Поппер; Имре Лакатос; Пол Фейерабенд; Томас Кун. По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом. Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

19.

<< | >>
Источник: Философия. Ответы к экзамену. 2017

Еще по теме Неклассическая философия: позитивизм.:

  1. Особенности неклассической философии
  2. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ [14]
  3. Исторические типы рациональности
  4. Постпозитивистская философия науки. Концепции И. Лакатоса, и П. Фейерабенда,
  5. ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 НАЧАЛА 20 ВЕКОВИ ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ: ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ.
  6. Неклассическая философия: А. Шопенгауэр.
  7. Неклассическая философия: позитивизм.
  8. 37. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии.
  9. Особенности и основные течения современной западноевропейской философии