<<
>>

НАУКА И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (18 ВЕК). ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАУКИ, ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

1. Особенности развития общества 18 века

1. В Англии, Франции, Голландии с середины 18 века происходят промышленные революции. Мануфактуры вытесняются фабриками, ручной труд – машинами.

Резко возрастает производительность труда, ремесленного производство быстро сокращается.

2. Меняется социально-классовый состав общества. Формируются классы буржуазии и пролетариата.

3. Просветителями осуществляется критика всех социальных институтов, препятствующих развитию науки, общества и просвещения:

· Критика церкви ведется с позиций деизма (провозглашаются идеи «разумной», «естественной» религии) и атеизма. Происходит дальнейший процесс секуляризации культуры.

· Критикуется абсолютная монархия как система политической власти, отождествляемая с деспотизмом.

4. Зреют и происходят социальные, буржуазные революции: в Америке (1775-1783) – война за независимость; во Франции (1789-1794) – Великая французская буржуазная революция.

5. Осуществляется техническая революция. Создаются машины: прядильная машина, первая прядильная фабрика. Паровой двигатель.

· Создание Ньюкаменом в 1705 г. пароатмосферной машины. (Аналогичное изобретение было сделано И. И. Палзуновым (1728-1766) в России.

· В 1733 г. Джон Уаятт (1700-1766) создает первую прядильную машину.

· В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку.

· В 1767 г. плотник Хейс создал машину, приводимую в движение водяным колесом.

· В 1771 г. Ричард Аркрайт (1732-1792) создал первую прядильную фабрику.

· Ткацкий станок Картрайта увеличивал производительность труда в 40 раз.

· В 1784 г. металлург Корб изобрел прокатный стан.

· Т. Модсли – токарный станок, токарный станок Уилкинсона.

· Владелец фабрики Абрахам Дарби (1677-1717) был одновременно изобретателем. Он изобрел новый способ отливки чугуна, позволявший получать изделия сложной формы. В 1775 г.

Джеймс Уатт изготовил свою паровую машину.

6. Формируются технические науки и инженерное образование. Обобщение всех видов ремесленной техники представлено в «Общей технологии» Иоганна Бекмана (1777). Гаспаром Монжем создается Парижская политехническая школа для подготовки инженеров в 1794 г.

7. Классическая наука развивается на собственной основе: появляются предтеоретические формы – классификации живых организмов в биологии, классификации земных пород в геологии, закладываются основы теоретической химии; происходит дальнейшее развитие и дифференциация физического знания и математики. Сохраняется тесная взаимосвязь физики и астрономии. Осуществляется открытие новых фундаментальных законов в различных областях естествознания.

2. Борьба просветителей за освобождение общества от всех препятствий, сдерживающих развитие

2. 1. Борьба против церкви и религии.

Церковь не хотела терять своих позиций в качестве хранительницы и защитницы высшей истины, морали и бессмертной человеческой души. Наступление на церковь и религию просветителей велось по нескольким направлениям. Начало критики духовных оснований общества была положена французским мыслителем Пьером Бейлем (1647-1706) в его знаменитом «Историческом и критическом словаре» 1697 г. Здесь Бейль открыто утверждает право человека на свободный выбор веры, включая атеистическую веру, он говорит о необходимости принципа веротерпимости на государственном уровне. Более того, Бейль утверждает тезис о том, что человеческие поступки подчинены воле, а воля – нравственности. Бейль показывает, что античные атеисты, хотя и не были христианами, были, тем не менее, людьми нравственными. Философ утверждает, что общество атеистов может выполнять свои гражданские и моральные обязанности не хуже, чем общество верующих.

Джон Толанд (1670-1722) пишет знаменитое произведение «Христианство без тайн» (1696). Эта книга в течение многих лет была предметом острой полемики. Сразу же в 1697 г. парламент присудил ее к сожжению. Автору угрожало тюремное заключение, и ему пришлось спасаться бегством.

Толанд подвергает критике мистицизм и иррационализм христианской религии. Он отвергает тезис церковников о сверхразумности истин религии на том основании, что они противоречат опыту и здравому смыслу: «…все явления, сообщаемые в откровении богом или человеком, должны быть в равной мере понятны и возможны». Толанд утверждает первенство веры над разумом, настаивая на том, что вера предполагает понимание. Толанд критикует чудеса. Он отмечает, что изначально христианство было задумано как разумная и понятная религия, а затем она священниками подверглась искажениям. В нее были включены обряды, заимствованные из язычества, идолопоклонство, всевозможные таинства, такие как причащение и крещение и масса других чудес и суеверий. Все это было сделано с одной целью – обрести власть над людьми.

Дени Дидро – создатель «Энциклопедии», подчеркивал, что религиозная вера, к несчастью, не просвещает человека, а подчиняет его сознание самым диким суевериям.

В качестве одного из принципов духовной жизни просветители провозглашают необходимость существования религии, основанной на разуме, не противоречащей познанию природы. Например, Толанд, в «Пантеистиконе» обращаясь к ценностям стоиков, которые исповедовали пантеизм, подчеркивает, что их религия была простой, ясной, свободной от всяких нелепостей. Ее целью было: познание природы, служение добродетели и искоренение суеверий. Она утверждала заветы мудрецов: истину, свободу, здравомыслие.

Коллинз в «Рассуждении о свободомыслии» (1713) провозглашает важнейшую ценность, отстаиваемую философами и учеными 18 века, – право на свободу мысли. В наше время не все отчетливо представляют себе, что это такое. Свобода мысли означала право ученого думать и размышлять о каком угодно объекте, – даже о Боге, о вере, о религии. Свобода мысли означала свободную критику объекта мысли и очищение религии от предрассудков, противоречий, ошибок. Коллинз подверг критике догматизм, и фанатизм христианской церкви. Он спрашивает: «Что в древней или новой истории может сравниться с жестокостью религиозных фанатиков? Что такое многочисленные кровавые бойни, опустошения, убийства во имя религии? Или что такое эта непоколебимая размеренная машина рабства, мерзости и жестокости, трибунал инквизиции?».

Затем он сделал общий вывод: «Лучше допустить свободомыслие, хотя это увеличит число атеистов, чем путем ограничения свободомыслия увеличить число суеверных и фанатиков».

Аналогичных позиций придерживается Вольтер (1694-1778). Церковь Вольтер называет «гадиной», которую следует «раздавить».

Попытки построить религию, основанную на разуме, приводят ряд просветителей к утверждению атеизма. Так, Мелье (1664-1729) в своем «Завещании» разоблачает социальную роль церкви как жестокого эксплуататора и обманщика. Апеллируя к средневековой теории «о трех великих обманщиках», Мелье утверждает, что христианство построено на сознательном обмане народа. Анализируя содержание многих библейских мифов, Мелье показывает их родство с мифами язычников. Единственный выход Мелье видит в вере без церкви, в вере, основанной на разуме – в атеизме.

Просветители выводят из-под опеки церкви моральную жизнь человека. В частности Шефтсбери (1671-1713) в книге «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1711) утверждает, что добродетели коренятся в самой природе человека: «представления и принципы прекрасного, справедливого и честного идут только от природы, и ни от чего более». Поэтому мораль не является производной от религии. Наоборот, сама религия должна предстать перед судом нравственного сознания. Шефтсбери обращает внимание на то, что фанатизм и нетерпимость церкви являются основаниями ужасной безнравственности. А учение о загробной жизни и наказаниях вовсе не являются орудиями нравственности.

Создавая новое направление исследования «философию истории», Вольтер отвергает идеи о божьей воле, непременно определяющей историческое развитие человечества. Вольтер говорит о необходимости открытия подлинного, естественнонаучного механизма истории и оснований прогресса.

Высшей точки развития атеизм достигает в учении Пауля Гольбаха. Гольбах обращает внимание на источники религиозной веры. По мнению ученого – это невежество, страх и обман. «Словом бог, – пишет Гольбах, – люди обозначают скрытую причину наблюдаемых явлений; они употребляют это слово, когда перестают разбираться в механизме естественных и известных им причин».

Гольбах проводит обширную религиоведческую работу, анализируя тексты Библии и показывая бесчисленные элементы заимствования из языческих источников, доказывая, что эта книга написана людьми и при том в разное время. .

Понимания недостаточность пропаганды атеизма и разоблачения религиозного мировоззрения и преступлений церкви, просветители выступили с требованиями отделения церкви от государства, возврата церковного имущества обществу, уничтожения института монашества и устранения церкви из системы образования, и самого широкого просвещения на основе развития науки и техники.

2. 2. Борьба против деспотизма как системы политической власти.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) в своем знаменитом произведении «Об общественном договоре» (1762), которое было присуждено к сожжению судами Парижа и Женевы, ставит в качестве первоочередной задачи своего времени проблему возвращения свободы народу и человеку, которыми они обладали в естественном состоянии. Руссо единственным источником власти и законов объявляет народ. Он выдвигает принцип ответственности правительства перед народом.

2. 3. Формирование новых ценностей. Пристли, Руссо формулируют понятия политической и гражданской свободы. Политическая свобода существует там, по определению Пристли, где члены общества пользуются одинаковыми политическими правами, вплоть до права занимать высшие политические должности независимо от происхождения и имущественного положения. О гражданской свободе Пристли пишет следующее: «Это право на собственные действия, которое члены государства сохраняют за собой и которое не должны нарушать уполномоченные должностные лица». По мнению Пристли, политическая свобода является условием гражданской свободы, и там, где нет политической свободы, народ не имеет возможности выступать в защиту своей гражданской свободы. Свобода есть величайшая ценность.

Пристли, Руссо выступают также горячими сторонниками теории естественных прав человека, созданной Локком и Гоббсом в 17 веке. Согласно Пристли, естественными правами человека являются: право на жизнь, на свободу, на достоинство, на собственность, право на сопротивление угнетению.

Известно, что Пристли открыто поддержал войну за независимость североамериканских колоний.

В эпоху Просвещения были выдвинуты высокие идеалы гуманизма в продолжение традиции эпохи Возрождения. Так, Гольбах сформулировал гражданские добродетели. Он писал: «Будь гражданином, потому что твое отечество необходимо для твоей безопасности, твоих удовольствий, твоего благополучия. Будь верным и послушным законной власти, потому что она необходима для сохранения общества, в свою очередь, необходимого для тебя самого. Повинуйся законам, потому что они – выражение общественной воли, которой должна быть подчинена твоя частная воля. Защищай свою страну, потому что она делает тебя счастливым и в ней самые дорогие для тебя существа. Не допускай, чтобы эта общая для тебя и твоих сограждан мать подпала под иго тирании, потому что тогда родина превратится для тебя в темницу».

Гольбах посчитал необходимым дополнить список гражданских добродетелей «частными» добродетелями, проявляющимися на уровне межличностного общения. Он полагал, что частные добродетели следует культивировать не меньше, чем гражданские. Так, общество должно быть заинтересовано, чтобы между супругами, межу родителями и детьми царили любовь и верность, обоюдная помощь и уважение. Общество должно поддерживать дружбу, которая зиждется на сердечном расположении людей друг к другу, на честности, на порядочности, доброте, хорошем характере, талантах и достоинстве людей.

Важно, как считал Гольбах, чтобы личные интересы людей не вступали в противоречие с интересами других людей и общества в целом. Между незнакомыми людьми также должны действовать правила гуманного отношения друг к другу. Производными от гуманности Гольбах считал: «сострадание к людям, доброжелательность, щедрость, великодушие, снисходительность, доброту, терпение, способность прощать обиды». Важнейшим принципом в отношениях между людьми должно быть уважение к достоинству человека, желание «не задеть, не оскорбить, не обидеть человека».

Вольтер, Кондорсе и Тюрго выдвигают идею прогресса – как явление успехов и достижений человечества, обязанное своим существованиям науке, технике, разуму и свободе. Главными препятствиями на пути прогресса объявляются невежество народа и правящей элиты, деспотизм политической власти, фанатизм церкви и «неразумность» религиозной веры. Руссо впервые обращает внимание на противоречивый характер прогресса наук и искусств. Он утверждает, что при определенных условиях прогресс научный почему-то не ведет к улучшению нравов общества и природы человека. Эта та проблема, о которой мы думаем до сих пор, размышляя об «обратной стороне научно-технического прогресса»,

Пристли провозглашает идею мира между народами как идеал, цель и реальность в условиях, когда в обществе восторжествует Разум. Пристли писал: «История примет иной, более приятный вид… Ни одна часть Африки, Америки или Азии не останется в подчинении у какого-либо европейского государства, и всякие связи, которые будут поддерживаться между ними, будут иметь в виду только их взаимную пользу». Государственная власть будет обеспечивать всем людям возможность пользоваться их естественными правами, заботиться об их общем благе, а человек освободиться от всех пут, которые сковывали его инициативу.

Таких же взглядов придерживался Пауль Гольбах. Он считал установление всеобщего мира важнейшей задачей человечества. «Каждая нация, – писал Гольбах, – должна проявлять к другим нациям справедливость, чистосердечие, гуманность и оказывать им помощь, поскольку она сама желает всего этого для себя самой».

И. Кант в произведении «К вечному миру» (1795) декларирует, что «После некоторых преобразовательных революций осуществится наконец то, что природа наметила своей высшей целью, а именно всеобщее всемирно-гражданское состояние, как лоно, в котором разовьются все первоначальные задатки человеческого рода, и история приведет к установлению вечного мира».

3. Философская картина мира 18 века

Механистическая картина мира с опорой на две модели мира: субстанциально-математическую и субстратно-математическую – значительно меняется в 18 веке.

3. 1. Джон Толанд (1670-1722). Так, субстанциально-математическая модель мира претерпевает изменения. Главным атрибутом материи признается движение. Если в 17 веке материя рассматривалась как пассивная, движение ей сообщал Бог, то Толанд стал говорить о движении как неотъемлемом свойстве самой материи. Возникновение и исчезновение вещей, по его мнению, оставляют общее количество материи неизменным. Толанд отвергает и ньютоновское абсолютное пространство, и абсолютное время.

3. 2. Развитие субстратно-математической модели мира связано с именем Джозефа Пристли (1733-1804), крупнейшего ученого и мыслителя 18 века. В произведении «Исследование о материи и духе» Пристли обращается к теории динамического атомизма Р. Бошковича (1711-1787). Согласно этой теории, материя состоит из геометрически безразмерных, неделимых частиц, обладающих массой, им свойственны притяжение и отталкивание. Бошкович пытался создать математическую модель материи. Согласно Пристли, атрибутами материи являются свойства: движение, притяжение, отталкивание, протяженность, время. Большое внимание уделял Пристли свойству проницаемости материи. Именно это свойство, по Пристли, обеспечивает наличие у материи других свойств – ощущений и мышления. Поэтому нет никакой нужды в каком-то нематериальном мыслящем начале в человеке. Пристли подчеркивал необходимый характер связи ощущений, воображения и мышления и работы материального носителя, мозга и нервной системы.

Дидро, развивая идеи атомизма, высказывает положение о том, что элементы материи – это не механические атомы, а органические молекулы с чувствительностью в 1000 раз меньшей, чем чувствительность животных. Все живые простейшие существа возникли из неживой природы, затем путем изменения простейших они усложняются, приспосабливаясь к среде.

Антони Коллинз (1676-1729) защищает тезис о смертности человеческой души. Утверждая связь деятельности души с мозгом, Коллинз утверждает, что со смертью мозга гибнет и душа. Также Коллинз отвергает идею свободы воли, являющуюся столпом христианского миропонимания. Коллинз показывает, что волевые акты всегда детерминированы и поэтому не являются свободными. Он пишет, что восприятие идей, суждения, желания, действие согласно воле – всегда детерминированы.

В знаменитой книге Пауля Гольбаха (1723-1789) «Система природы» (1770) дается широкое философское определение материи. Гольбах писал: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на наши чувства». Гольбах стремится преодолеть плоский механицизм 17 века. Он пытается определить качественное многообразие природы как следствие структуры материи. Мельчайшей частицей материи Гольбах считает молекулу. Он считал, что исходные частицы могут быть делимыми и качественно разнообразными, обладать различными физическими, химическими и биологическими свойствами. Неотъемлемым свойством материи Гольбах считает движение, которое он понимает как изменение вообще и не сводит к механическому перемещению тел в пространстве. Гольбах отстаивает принцип причинности и трансформизм.

Важнейшим принципом субстратно-математической модели мира, становится принцип детерминизма, принцип причинности. Ученые настаивают на том, что все в природе причинно обусловлено: «Связь между причиной и действием является необходимой» (Пристли). Человек также подчинен необходимости, его поведение детерминировано. Это касается всех «способностей духа», включая волю. Как нет никаких беспричинных действий, так и нет никаких немотивированных решений воли. «Сделайте мотив более сильным, – пишет Пристли, – и поступок станет более сильным; сделайте первый более слабым, и сила последнего уменьшится; измените мотив, и поступок изменится; устраните совершенно мотив, и поступок не будет иметь места… Словом, насколько мы можем судить, мотивы и поступки в точности соответствуют друг другу во всех случаях».

3. 3. В рамках материализма на основе развивающихся знаний в области биологии формируется концепция трансформизма, выражающая идею бесконечного качественного изменения материи. Используется принцип историзма.

Проблема происхождения живых существ и человека в значительной степени занимала ученых 18 века. Она развивалась в трудах Жюльена Ламетри (1709-1751), в его работе «Человек – машина» (1747); в трудах Дени Дидро (1713-1784), в его работе «Мысли об истолковании природы» (1754). В трудах крупнейшего ученого 18 века Жоржа де Бюффона (1707-1788), создателя 36 томной «Естественной истории». Все эти ученые стремились объяснить появление живого на Земле естественными причинами. Естествоиспытатели предлагали ввести в геологию исторический принцип исследования. Использование исторического принципа в космологии дало свои результаты. Гипотеза Канта о естественном возникновении солнечной системы была сформулирована в этот период и изложена в книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).

4. Теории познания 18 века

4. 1. Материалистическая теория познания, опирающаяся на принцип отражения.

Давид Гартли (1705-1757). «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749). Ученый создал теорию о вибрационной природе ощущений. По мнению Гартли, «внешние предметы, воздействуя на органы чувств, вызывают сначала в нервах… а затем в головном мозгу вибрации бесконечно малых мозговых частиц». Эти вибрации служат физиологической основой ощущений, восприятий, мышления. Они же являются основой эмоциональных состояний (удовольствия и страдания), произвольных и непроизвольных движений. Гартли подчеркивал ассоциативную природу мышления. Мысли соединяются друг с другом не по природе, а на основе ассоциаций. Принцип ассоциаций Гартли распространил на все виды психической деятельности: сенсорную, интеллектуальную, эмоциональную, волевую. На основе учения Гартли психические процессы стали рассматриваться как естественно-природные, подчиненные принципу причинности и сводимые к элементарным психическим фактам – ощущениям.

Материалистическая концепция сознания подтверждалась медицинской практикой. Гартли указывал на то, что такие факты, как травмы головного мозга, яды, спиртные напитки, наркотики поражают ум, повреждая мозговое вещество. Гартли подчеркивал важную роль языка, речи в формировании сознания. Он подчеркивает роль опытно индуктивных и гипотетико-дедуктивных методов познания.

Дидро подчеркивал в своих исследованиях общественную природу сознания. Он показывал, что у людей, не воспитанных в человеческой среде, совершенно отсутствует сознание.

4. 2. Теория познания в рамках субъективного идеализма.

Джордж Беркли (1658-1753). «Трактат о принципах человеческого знания» 1710. Беркли полагает, что, и вторичные качества вещей, и первичные качества вещей субъективны. (Пример с теплой и холодной водой). (Теплота и холод – субъективные переживания). По Локку, первичные качества предметов в ощущениях представлены копиями. Принцип Беркли («Существовать – значит быть воспринимаемым»). Критика материи как субстанции. Материя не существует, но существуют отдельные вещи как комбинации ощущений.

По мнению Беркли, материя мыслится как общее в вещах, как основа, как подпорка» вещей. «Но, – пишет он, – общая идея сущего представляется мне наиболее абстрактной и непонятной из всех идей. Нет отчетливого смысла в понятии материальной субстанции. Впрочем, для чего нам трудиться рассуждать по поводу этого материального субстрата или носителя формы движения и других ощущаемых качеств? Разве он не предполагает, что они имеют основание вне духа? И разве это не есть прямое противоречие, нечто совершенно немыслимое?» В познании мы имеем дело с абстрактными понятиями, лишенными объективного смысла. «Материя раз она будет изгнана из природы, унесет с собой столько скептических и безбожных понятий, такое невероятное количество споров и запутанных вопросов, которые были бельмом в глазу для теологов и философов; материя причиняла столько бесплодного труда роду человеческому, что если бы даже те доводы, которые мы выдвинули против нее, были признаны недостаточно доказательными (что для меня, то я их считаю вполне очевидными), то все же я уверен, что все друзья истины, мира и религии имеют основание желать, чтобы эти доводы были признаны достаточными».

Вопросам теории познания большое внимание уделял Давид Юм (1711-1776). «Трактат о человеческой природе» в 2-х книгах. Юм подразделяет все восприятия на «впечатления» и «идеи». Все впечатления он делит на впечатления-ощущения и на впечатления-рефлексии. Впечатления-рефлексии образуются в результате воздействия на ум некоторых идей ощущений (т. е. копий впечатлений ощущения), например, идей удовольствия и страдания. Так появляются впечатления «желания», «отвращения», «надежды», «страха» и др.

Юм обращает внимание на то, что идеи, выражающие причинную связь, легко спутать с идеями, полученными на основе отношений смежности. Поэтому он скептически относится к претензиям науки познать объективные законы природы. Он подчеркивает, что для причинной связи идей важно, чтобы между идеями были отношения смежности, предшествования одной другой, порождения одной другой и отношения необходимой связи. По мнению Юма, нет и не может быть в природе необходимых связей. Их наличие – это пример веры человека в связь событий или привычка отождествлять прошлое с будущим.

В целом, учение Юма содержит важный тезис о творческом характере человеческого сознания и его конструктивной природе. Юм фактически делает вывод о том, что в процессе познания человек не столько бесстрастно отражает объект, сколько активно его конструирует на основе воображения. Дальнейшую разработку этой идеи осуществит И. Кант в работе «Критика чистого разума» (1781).

Крупнейший научный проект 18 в. – «Энциклопедия». Руководителем этого проекта был Дени Дидро, подготовлен он был в основном французскими учеными. Авторами статей были: Руссо, Вальтер, Гольбах (400 статей), Кондорсе, Кондильяк, Даламбер, Кондорсе, Монтескье, Дидро и др. Отвечая своим оппонентам и критикам, Дидро писал: «Труд и добродетель – вот мои единственные догматы… Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство – вот над чем мы должны работать». «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-1780). 35- томное издание, на которое подписалось 4000 человек, было ярчайшим свершением ученых эпохи Просвещения, которое полностью оправдывает название этого века. Это и документ, и памятник человеческому разуму, просвещению, науке и технике. Это символ могущества свободного, устремленного к истине и прогрессу человеческого духа.

Математика. Леонард Эйлер (1707-1783). Ученик Я. Бернулли. Крупнейший математик 18 век, автор свыше 850 сочинений, свыше 40 монографий; 40% его работ посвящено прикладной математике, физике, механике, баллистике, кораблестроению и др. «Дифференциальное исчисление» 1755, «Введение в анализ бесконечно малых» (1748). Одной из важнейших областей исследования было исследование переменных величин и их функций, завершается это исследование созданием теории функций. Создание основ теорий дифференциального и интегрального исчислений.

Д. Бернулли. Ж. Л. Лагранж (1736-1813) «Теория аналитических функций» (1797).

Создание вариационного исчисления – одного из разделов математического анализа. Развитие аналитической геометрии. Гаспар Монж (1746-1818).

Создается и развивается теория вероятностей как самостоятельная математическая дисциплина. Теоремы Лапласа. Муавра.

Физика. М. В. Ломоносов (1711-1765), первый русский профессор химии, создатель первой русской химической лаборатории, автор первого в мире курса физической химии, энциклопедически образованный ученый. Работал в области металлургии, электричества, теории теплоты и газов, занимался историей, географией, языкознанием, писал стихи, создавал мозаичные картины, организовал фабрику по производству цветного стекла. М. В. Ломоносов блестящий организатор науки – издатель академического журнала, организатор университета, руководитель ряда отделов академии наук.

Ломоносов сторонник атомистики. Он создатель корпускулярной теории теплоты. Отвергал концепцию теплорода. Он открыл закон сохранения вещества. Открыл атмосферу на Венере.

Механика. Давид Бернулли, сын И. Бернулли создает книгу «Гидродинамика» (1738).

Л. Эйлер «Механика» (1736), Ж. Лагранж «Аналитическая механика»

Даламбер «Трактат по динамике» (1743). Здесь ученый формулирует три принципа динамики: принцип силы инерции, принцип сложения движений и принцип равновесия.

Лагранж определяет динамику как «науку об ускоряющих и замедляющих силах и о переменных движения, которые они должны вызывать». В основу динамики Лагранж кладет принцип наименьшего действия. Он получает общую формулу для описания движения любой системы материальных точек и формулирует свои знаменитые уравнения. Эти уравнения Лагранжа широко применяются в современной науке, в термодинамике, в электродинамике, в атомной физике.

Исследование тепловых явлений. Развитие экспериментальной техники связано с проведением процедуры измерения теплоты. Создаются всевозможные приборы: Термоскоп (Галилея), термометр Фаренгейта, Цельса, Реомюра, Ломоносова. Постепенно ученые достигают высокой точности измерения тепловых явлений, развивают калориметрию. Создаются различные теории теплоты: теория теплорода, корпускулярная теория теплоты. Определилось господство теории теплорода до середины 19 века.

Исследование света. Оптика. Исследования по фотометрии. Пьер Бугер «Опыт о градации света» (1729). И. Г. Ламберт «Фотометрия» (1760). Господствовала корпускулярная теория света, несмотря на то, что волновую теорию света поддерживали Эйлер, частично Ломоносов.

Исследования электричества и магнетизма. Шарль Дюфэ (1697-1739) – создатель первой теории электрических явлений. Он открыл два рода электричества: «стеклянное» и «смоляное», описал их свойства. Попытки измерить электричество Георга Рихмана.

Бенджамин Франклин организатор американской науки, основатель Пенсильванского университета, Филадельфийской библиотеки, Филадельфийского философского общества. Проводил опыты по электричеству, создал одну из первых теорий электричества, исходил из понятия «электрическая жидкость». Ему принадлежит идея громоотвода.

Теодор Эпинус (1724-1802) «Опыт теории электричества и магнетизма». Исходит из представлений о магнитной и электрической жидкостях, ищет сходство между ними.

Генри Кавендиш (1731-1810). Открыл водород, получил углекислый газ. С помощью крутильных весов определил постоянную закона тяготения, открыл фактически закон, который впоследствии получил имя Кулона.

Шарль Кулон (1736-1806). Член Парижской академии наук. В 1784 г. сконструировал крутильные весы. Сформулировал основной электрический закон.

Выдвижение космогонической гипотезы Кантом и Лапласом. «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Космогоническая теория Бюффона.

Химия. Теория флогистона. Первая теория научной химии – теория флогистона – в значительной степени основывалась на традиционных представлениях о составе веществ и об элементах как носителях определённых свойств. Тем не менее, именно она стала в XVIII веке главным условием и основной движущей силой развития учения об элементах и способствовала полному освобождению химии от алхимии. Именно во время почти столетнего господства флогистонной теории завершилось начатое Бойлем превращение алхимии в химию.

Флогистонная теория горения была создана для описания процессов обжига металлов, изучение которых являлось одной из важнейших задач химии конца XVIII века. Металлургия в это время сталкивается с двумя проблемами, разрешение которых было невозможно без проведения серьёзных научных исследований – большие потери при выплавке металлов и топливный кризис, вызванный почти полным уничтожением лесов в Европе. Основой для теории флогистона послужили традиционные представления о горении как о разложении тела. Создателями теории флогистона считаются немецкие химики Иоганн Иоахим Бехер (1635-1682) и Георг Эрнст Шталь (1660-1734).

Суть теории флогистона можно изложить в следующих основных положениях:

1. Существует материальная субстанция, содержащаяся во всех горючих телах – флогистон (от греческого flogistoz – горючий).

2. Горение представляет собой разложение тела с выделением флогистона, который необратимо рассеивается в воздухе. Вихреобразные движения флогистона, выделяющегося из горящего тела, и представляют собой видимый огонь. Извлекать флогистон из воздуха способны лишь растения.

3. Флогистон всегда находится в сочетании с другими веществами и не может быть выделен в чистом виде; наиболее богаты флогистоном вещества, сгорающие без остатка.

4. Флогистон обладает отрицательной массой.

Теория Шталя, подобно всем предшествующим, также исходит из представлений, будто свойства вещества определяются наличием в них особого носителя этих свойств. Положение флогистонной теории об отрицательной массе флогистона (значительно более позднее и признававшееся не всеми сторонниками теории) было призвано объяснить тот факт, что масса окалины (или всех продуктов горения, включая газообразные) больше массы обожжённого металла.

Теория флогистона позволила, в частности, дать приемлемое объяснение процессам выплавки металлов из руды, состоящее в следующем. Руда, содержание флогистона в которой мало, нагревается с древесным углем, который очень богат флогистоном; флогистон при этом переходит из угля в руду, и образуются богатый флогистоном металл и бедная флогистоном зола. Следует отметить, что в исторической литературе имеются серьёзные разногласия в оценке роли теории флогистона – от резко негативных до положительных.

Флогистонная теория – первая истинно научная теория химии – послужила мощным стимулом для развития количественного анализа сложных тел, без которого было бы абсолютно невозможным экспериментальное подтверждение идей о химических элементах. Положение об отрицательной массе флогистона фактически сделано на основании закона сохранения массы, который был открыт значительно позднее. Это предположение само по себе способствовало дальнейшей активизации количественных исследований. Ещё одним результатом создания флогистонной теории явилось активное изучение химиками газов вообще и газообразных продуктов горения в частности. Появляется т. н. пневматическая химия, основоположники которой Джозеф Блэк (1728-1799), Даниил Резерфорд (1749-1819), Генри Кавендиш (1731-1810), Джозеф Пристли (1733-1804) и Карл Вильгельм Шееле (1742-1786) явились создателями целой системы количественных методов в химии. Во второй половине XVIII века теория флогистона завоевала среди химиков практически всеобщее признание. На основе флогистонных представлений формируется номенклатура веществ; предпринимаются попытки связать такие свойства вещества, как цвет, прозрачность, щёлочность и т. п. , с содержанием флогистона.

Кислородная теория горения. Нефлогистонные представления о горении и дыхании зародились даже несколько ранее флогистонной теории. Жан Рей (1583-1645), которому наука обязана постулатом "все тела тяжелы", в 1630 г. высказывал предположение, что увеличение массы металла при обжиге обусловлено присоединением воздуха. В 1665 г. Роберт Гук (1635-1703) в работе "Микрография" также предположил наличие в воздухе особого вещества, подобного веществу, содержащемуся в связанном состоянии в селитре.

Дальнейшее развитие эти взгляды получают в книге "О селитре и воздушном спирте селитры", которую написал в 1669 г. английский химик Джон Мейоу (1645-1679). Мейоу пытается доказать, что в воздухе содержится особый газ (spiritus nitroaëreus), поддерживающий горение и необходимый для дыхания; обосновывает он это предположение знаменитыми опытами с горящей свечой под колоколом. Однако выделить этот spiritus nitroaëreus в свободном состоянии удалось лишь более чем через сто лет. Открытие кислорода было сделано независимо друг от друга почти одновременно несколькими учёными.

Карл Вильгельм Шееле получил кислород в 1771 г. , назвав его "огненным воздухом"; однако результаты опытов Шееле были опубликованы лишь в 1777 г. По мнению Шееле, "огненный воздух" представлял собой "кислую тонкую материю, соединённую с флогистоном".

Джозеф Пристли выделил кислород в 1774 г. нагреванием оксида ртути. Пристли считал, что полученный им газ представляет собой воздух, абсолютно лишённый флогистона, вследствие чего в этом "дефлогистированном воздухе" горение идёт лучше, чем в обычном.

Большое значение для создания кислородной теории горения имели, кроме того, открытие водорода Кавендишем в 1766 г. и азота Резерфордом в 1772 г. (следует отметить, что Кавендиш принял водород за чистый флогистон).

Значение сделанного Шееле и Пристли открытия смог правильно оценить французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794). В 1774 г. Лавуазье публикует "Небольшие работы по физике и химии", где высказывает предположение о том, что при горении происходит присоединение к телам части атмосферного воздуха. Наконец, в 1777 г. Лавуазье формулирует основные положения кислородной теории горения:

1. Тела горят только в "чистом воздухе".

2. "Чистый воздух" поглощается при горении, и увеличение массы сгоревшего тела равно уменьшению массы воздуха.

3. Металлы при прокаливании превращаются в "земли". Сера или фосфор, соединяясь с "чистым воздухом", превращаются в кислоты.

Новая кислородная теория горения (термин кислород – oxygenium – появляется в 1877 г. в работе Лавуазье "Общее рассмотрение природы кислот и принципов их соединения") имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с флогистонной. Она более проста, чем флогистонная, не содержит в себе "противоестественных" предположений о наличии у тел отрицательной массы, и, главное, не основывается на существовании субстанций, не выделенных экспериментально. Вследствие этого кислородная теория горения довольно быстро получает широкое признание среди естествоиспытателей (хотя полемика между Лавуазье и флогистиками длится почти два десятилетия).

Химическая революция. Значение кислородной теории оказалось значительно бoльшим, чем просто объяснение явлений горения и дыхания. Отказ от теории флогистона требовал пересмотра всех основных принципов и понятий химии, изменения терминологии и номенклатуры веществ. Поэтому с кислородной теории начинается переломный этап в развитии химии, названный "химической революцией".

В 1785-1787 гг. четыре выдающихся французских химика – Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле (1748-1822), Луи Бернар Гитон де Морво (1737-1816) и Антуан Франсуа де Фуркруа (1755-1809) – по поручению Парижской академии наук разрабатывают новую систему химической номенклатуры. Логика новой номенклатуры предполагает построение названия вещества по названиям тех элементов, из которых вещество состоит. Основные принципы этой номенклатуры используются до настоящего времени.

В 1789 г. Лавуазье издаёт свой знаменитый учебник "Элементарный курс химии", целиком основанный на кислородной теории горения и новой химической номенклатуре. Появление этого курса собственно и ознаменовало, по мнению Лавуазье, химичедскую революцию (1789 – год начала Французской революции, одной из жертв которой станет в 1794 г. и Лавуазье). В "Элементарном курсе химии" Лавуазье приводит первый в истории новой химии список химических элементов (таблицу простых тел), разделённых на несколько типов:

Созданная Лавуазье рациональная классификация химических соединений основывается, во-первых, на различии в элементном составе соединений и, во-вторых, на характере их свойств (кислоты, основания, соли, солеобразующие вещества, органические вещества). При этом, как и Бойль, Лавуазье считает, что свойства вещества определяются его составом. Зависимость свойств вещества от состава, описанная Лавуазье, представляет собой закономерность, отражающую взаимосвязь между качественными и количественными характеристиками вещества. Важнейшим результатом исследований Лавуазье явилось формулирование им закона сохранения массы. Проанализировав результаты собственных исследований количественного состава веществ и соотношения масс реагентов и продуктов реакции, а также результаты подобных исследований других учёных, Лавуазье показал, что во всех случаях масса веществ в ходе химических реакций не изменяется: "Можно принять в качестве принципа, что во всякой операции количество материи одинаково до и после опыта, что качество и количество начал остаются теми же самыми". Следует отметить, что Лавуазье выводит закон сохранения массы опять-таки исключительно из экспериментальных данных, не используя каких-либо теоретических предпосылок, не основанных на опыте.

Химическая революция завершает период становления химии; она знаменует собой полную рационализацию химии, окончательный отказ от устаревших натурфилософских и алхимических представлений о природе вещества и его свойств. После химической революции химия вступает в период количественных законов, в котором создаётся и развивается новая концепция химического элемента – атомно-теоретическая.

Биология. Крупнейшим биологом и естествоиспытателем 18 века был шведский ученый Карл Линней (1707-1778). Его произведение «Система природы» (1735), «Философия ботаники» (1751), «Виды растений» (1753) составили целую эпоху в биологии. Был сторонником концепции о неизменности видов.

Другим крупнейшим естествоиспытателем был французский ученый Жорж де Бюффон (1707-1788). Он занимался математикой, физикой, прикладной ботаникой, опубликовал «Теорию ракет и способы их усовершенствования». Был директором королевского ботанического сада, который он превратил в научное учреждение с великолепным естественно-научным музеем. В течение 50 лет он работал над «Естественной историей» в 36 томах. Бюффон в объяснении всех явлений оперировал естественными причинами. Он писал, что «притяжение и отталкивание суть два главных инструмента воздействия мощи природы на косные тела, а тепло и живые органические молекулы – те активные принципы, которые она использует для формирования и развития организованных существ».

В первом томе своего издания «История и теория Земли» Бюффон выдвинул вторую после Декарта гипотезу о возникновении Земли и планет из вещества Солнца, отторгнутого от него скользящим ударом космического тела. Бюффон считал, что первоначально Земля находилась в раскаленном состоянии, после чего она покрылась водой из конденсатов воздуха. Опровергая библейскую хронологию, согласно которой возраст Земли – 7 тыс. лет, Бюффон подсчитал, учитывая процесс остывания Земли, что возраст ее – 75 тыс. лет. Эта цифра ошеломила его современников. Возникновение жизни Бюффон объяснял при помощи гипотезы о рассеянных в природе органических молекулах, из которых при определенных условиях формируются организмы. Бюффон был учителем Ламарка, крупнейшего биолога 19 века. Как ученый и представитель просвещения Бюффон выступал против хищнического отношения к природе. Предупреждал о том, что прогресс не должен губить природу. Он, как Пристли и Гольбах, был гуманистом и мечтал о том, что «человечество, исстрадавшееся от войн и использования своей изобретательности во зло или на пустые развлечения, поймет, наконец, что истинной славой его является наука, а настоящим счастьем – мир».

Еще одним ярким естествоиспытателем был Жорж Кювье (1769-1832). Он знаменит трудами в области сравнительной анатомии, палеонтологии, систематики животных. Член Парижской академии наук. Установил, что в организме между органами имеются определенные отношения, обусловливающие их взаимовлияние. Сформулировал принцип соподчинения (корреляции) органов. Кювье по элементам скелета реконструировал строение вымерших животных. Для объяснения смены фаун на Земле сформулировал теорию катастроф.

В науке 18 века начинает обсуждаться проблема антропогенеза. В работах Ламетри высказывалась мысль о происхождении человека в результате скрещивания различных видов животных. В классификации Линнея человек был объединен вместе с человекообразными обезьянами в отряд «приматы». Ламетри на этом основании сделал предположение о генетической связи человека и обезьян. Ламетри подчеркивал, что происхождение человека невозможно объяснить только биологическими факторами. Мозг – это необходимая, но недостаточная предпосылка для формирования человеческого сознания. Обязательными являются общение, воспитание, речь.

Антропология. Формируется научная психология. Пользуется большим влиянием и популярностью учение Д. Гартли, о котором мы говорили выше. Проводятся исследования рефлексов Альбрехтом Галлером (1708-1777) в работе «Основы физиологии» (1757). Чешский ученый Прохазка (1749-1820) показывал в своем произведении «Физиология, или учение о человеке», что на основе механизма рефлексов можно объяснить деятельность всей нервной системы, а не только низших ее отделов.

В 18в. формируется школа «психология способностей», ярким представителем которой являлся немецкий ученый Христиан Вольф (1679-1754). В его книгах «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) в качестве основы психических явлений рассматривались способности и спонтанная активность души. Главной силой считалась способность представления, выступающая в виде познания и желания.

Важной для развития психологии 18 века является деятельность американского врача Бенджамена Раша (1745-1813). В книге «О влиянии физических причин на моральную способность человека» (1784) Раш пытался найти иной механизм объяснения психики, чем тот, что был принят ассоцианистами. «Человеческое тело, – писал Раш,– это не автомат и не самодвижущаяся машина, но оно живет и движется при постоянном воздействии на него стимулов». Он нашел природу механизма психики в свойствах возбудимости и чувствительности, которыми обладает нервное вещество. Для их проявления необходимы внешняя и внутренняя стимуляция. Внешняя – через ощущения, внутренняя – через мотивы. Случайность в работе психики Раш отрицал.

Формируется педагогика. Теория воспитания Руссо была новым словом в педагогике. В основе его теории лежала идея естественного воспитания. Он призывал педагогов и воспитателей прислушиваться к голосу природы и не насиловать натуру ребенка, обращаться с ним как с полноценной личностью. Цель воспитания – свободная и цельная личность. В романе «Эмиль, или о воспитании» (1762) Руссо ставит задачу воспитания человека и гражданина, подготовку ребенка к жизни, развитие в нем честности, самостоятельности, активности, доброты. Руссо подчеркивал, что в воспитании ребенка существуют три различных периода:

· период развития физических задатков;

· период развития умственных способностей;

· период развития нравственных понятий.

Руссо подчеркивал индивидуальный характер воспитания, необходимость глубокого уважения воспитателя к воспитуемому. Он высоко ценил роль труда в воспитании; сочетание умственного и нравственного воспитания. В целом, просветители, отмечая роль социальных факторов, среды на формирование человека, подчеркивали ответственность человека за свои поступки, деятельность и судьбу.

18.

<< | >>
Источник: История и философия науки. Ответы к экзамену. 2017

Еще по теме НАУКА И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (18 ВЕК). ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАУКИ, ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.:

  1. НАУКА И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (18 ВЕК). ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАУКИ, ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.