Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
Античная философия возникла в конце VI - начале V в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями европейского рабовладельческого общества.
Античная философия возникла в условиях, когда место родовой общины в Древней Греции заняла гражданская община - полис, город-государство - уникальная форма организации социальной и политической жизни.Переход от социально однородного родового общества к социально дифференцированному обществу не мог не изменить способы человеческого мышления.
От Мифа к Логосу - формула возникновения древнегреческой философии. Одним из важнейших истоков греческой культуры и философии был гомеровский эпос. По мере того как в Древней Греции рациональное знание (логос) постепенно побеждало миф, формировался новый - философский тип мировоззрения.
Основополагающие идеи и понятия античной культуры и философии:
• Архе - начало (как причина чего-либо, как первоначало, как принцип, аксиома). Первые натурфилософы (Фалес, Гераклит и др.) за «начало» принимали материальное «начало» (вода, воздух, огонь), в то время как Платон рассматривал идеи («идеальное начало») в качестве онтологического принципа бытия;
• Полис, термин, обозначающий гражданскую общину, в которой органично соединены личный и общественный интересы. Идея полиса концентрировала античную философскую мысль вокруг проблемы достижения общего блага;
• Космос (в переводе с греч. буквально означает «порядок», «украшенный») - термин для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. Понятие «космос» - ключевое, центральное и всеобъемлющее понятие эллинской культуры и употребляется в различных смыслах: как проявление божественной мудрости; как красота, выраженная в гармонии; как мировой полис (порядок), разумно устроенный, упорядоченный, совершенный универсум; как город-государство.
Космос гармоничен в противопоставлении хаосу (беспорядку). Космос совершенен, упорядочен, прекрасен, закономерен, одушевлен, замкнут и самодостаточен. Восхищение и удивление космосом стимулировало познание. А познание вновь порождало восхищение и удивление. Космос не является ничьим творением, он вечен;• Лoгoc - термин древнегреческой философии, обозначающий одновременно «слово» («высказывание», «речь»), «мысль» («понятие», «суждение», «рациональное основание») и закон. Логос - это и сквозная смысловая упорядоченность реальности, и содержание ума, в котором ум должен отдавать себе отчет, и сама способность самоотчета как противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке;
• Нус (греч. - разум, мысль, дух, ум) - термин, обозначающий начало сознания и самосознания в космосе и человеке. Нус представляет не что иное, как интеллектуальную интуицию, утверждал Аристотель, позволяющую постигать высшие принципы бытия;
• Псюхе (греч. - душа), важнейший термин древнегреческой философии, этимологическое значение которого - «дыхание» (в русском понимании «душа», «дух» - «дышать», «воздух»).
Периодизация древнегреческой философии. В развитии античной философии выделяют три основных периода.
Первый период охватывает время с VI до V вв. до н. э. Его обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, именуются досократики. Этот период в литературе определяют и как натурфилософский, поскольку предметом интереса мыслителей являлась природа, или физис. Поиск пер- воосоновы сущего (архе) - цель философии данного периода. К этому этапу древнегреческой философии относятся: милетская школа, творчество Гераклита Эфеского, элейская школа, пифагорейская школа, учения древнегреческих атомистов Левкиппа и Демокрита.
Конец VII - начало VI в. до н. э. нередко именуют «эпохой семи мудрецов» (Фалес Милетский, Солон Афинский, Хилон Спартанский, Периандр Коринфский, Биант Приенский, Пит- так Митиленский и Клеобул Линдский) Мудрость этих первых философов, как правило, выражалась в следующих высказываниях (гномах): «Лучше простить, чем мстить», «Всему свое время», «Языком не упреждай мысль», «Больше слушай, чем говори», «Два наставления важнее всех: познай самого себя и ничего слишком.
Изречения «Познай самого себя» и «Ничего слишком» мудрецы посвятили богу Аполлону и украсили ими вход в его храм.Обобщенно тематику размышлений первых философов можно представить следующим образом:
• космогоническая тема (возникновение и устройство мироздания). Становление мира представляет собой процесс перехода от хаоса (неопределенннного состояния) к космосу (целостному, строго иерархизированному);
• поиск ответов на вопросы: «откуда все произошло?», «что является первоосновой сущего?»;
• убежденность в том, что истинное знание достигается разумом (мышлением). Разум как основа философствования позволяет человеку стать добродетельным и ответственым существом.
Второй период начинается со второй половины V в. и продолжается до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. К этому времени относится философия софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
V-IV века до н. э. - расцвет древнегреческий философии. Ее центр перемещается в Афины. В эпоху Перикла, который в течение тридцати лет (460-430) играл ведущую роль в афинской политике, Афины достигают вершины своего политического и духовного влияния. После победы над персами, они становятся во главе морского союза, который объединял десятки полисов. Афины распоряжаются казной союза, и значительные средства тратятся на благоустройство города, на строительство Акрополя и т.д. В Афинах жили и творили выдающиеся архитекторы, скульпторы, поэты, драматурги, философы. Афиняне гордились тем, что в их городе процветали науки и искусства.
С расцветом афинской демократии возрастает значение ораторского искусства. В борьбе за власть надо было уметь убеждать народ и влиять на решения, принимаемые народным собранием. В Афинах этому обучают «учителя мудрости» - софисты. Главная цель их деятельности - давать образование, обеспечивающее успешное участие в политической жизни. Своего апогея философская мысль в этот период достигает в творчестве Сократа, Платона и Аристотеля.
Третий период в развитии античной философии обычно обозначается как эллинистический (IV в.
до н. э. - 30 гг. до н.э.). После смерти Александра Македонского в 323 г. огромная империя в результате борьбы за власть была поделена на ряд государств: Селевкидов, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы восточных монархий и греческого полиса. С середины II в. до н. э. эллинистические монархии приходят в упадок и главную роль начинает играть Римская республика, превратившаяся к тому времени в сильное государство. В течение II-I вв. до н. э. эллинитси- ческие государства постепенно попали под власть Рима. Эпоха эллинизма завершилась в 30-е годы до н.э, когда римский император Октавиан Август объявил Египет римской провинцией. После эпохи эллинизма наступает завершающий период античности - эпоха господства Рима в Средиземноморье, продлившаяся до 476 г. н. э., когда варварские племена уничтожили Западную Римскую империю. Римская философия в последующем сложилась под влиянием эллинистической философии.
В отличие от классического периода, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд оригинальных философских школ, отражавших социально-исторические условия, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Особое место в развитии как античной, так и всей европейской филсофии занимает классический период развития древнегреческой философии, характерной особенностью которого является переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания, природы, космоса, осмысления принципов космоцентризма на проблемы познания общества и человека (социоантропоцентризм).
Переход к новому видению человека и общества в философии подготавливался деятельностью софистов (букв. первоначально - любителей мудрости, а позже представителей определенной философской школы) - Протагора (ок. 480-410 гг. до н. э.), Горгия (483-375 гг.
до н. э.), Гиппия, Продика и др. Согласно Протагору именно «человек является мерой всех вещей, существующих, потому что они существуют, и не существующих, потому, что они не существуют». Социоантропологизация философской проблематики была продолжена Сократом.Взгляды Сократа (469-399 гг. до н. э.), излагавшего свое учение устно - в форме бесед, диалогов, споров, дошли до нас в изложении его учеников, прежде всего, Платона.
«Познай самого себя» - девиз Сократа, в котором выражен радикальный поворот философской тематики в сторону изучения человека. Основной принцип сократовской философии: знание - есть добродетель. Например, чтобы делать добро, необходимо знать, что такое добро. Следовательно, концептуальный анализ всеобщих понятий добра, счастья, блага, справедливости и т.д. является необходимым для правильной, добродетельной жизни. Ведь творение добра предполагает, что мы знаем, что на самом деле является добром.
Согласно Сократу истина является человеку не в готовом виде, а рождается в процессе диалога. Метод обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. В наши дни метод Сократа чаще всего называют диалектикой - искусством отыскания истины посредством критической дискуссии.
Взгляды Сократа развивались его учениками в так называемых «сократических школах» (киники, киренаики и мегарская школы).
Платон (427-347гг. до н. э.) - выдающийся ученик Сократа, был родом из афинской аристократической семьи. После смерти Сократа, которую Платон тяжело переживал, он несколько лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Вавилоне, Персии и Ассирии. В 399 г. до н. э. приехал в Сиракузы, надеясь осуществить там свой проект по преобразованию государства. Правитель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, а затем, приказал продать в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его. Вернувшись в Афины в 387 г., Платон основал Академию. В афинской Академии обучали не только философии, но и геометрии, астрономии, географии, зоологии и ботанике.
Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Каждый день проводились гимнастические занятия. Академии просуществовала более 900 лет и была закрыта по указанию императора Юстиниана I (483-565) в 529 г.К числу важнейших философских произведений относятся «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Его произведения написаны в художественной форме диалогов, в большинстве которых главным действующим лицом является Сократ.
Платон - основоположник объективного идеализма. Основную роль для судеб философии сыграли его учения об идеях, бессмертии души, познании как воспоминании, об идеальном государстве.
Учение об идеях. Первоосновой мира, по Платону, являются идеи, или эйдосы, представляющие собой образец, модель вещей. Каждый предмет имеет свою идею, или своеобразный эталон, в соответствии с которым он создан. Совокупность идей представляет, по Платону, особый мир, который называется истинным бытием. Истинный мир - царство идей, которые имеют свою иерархию. На вершине пирамиды идей - идея Блага.
Идеи противостоят вещам, как порядок - хаосу, добро - злу, а между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон верил в переселение душ, и его гносеология во многом была построена на этой вере. Идеи Платона являются врожденными знаниями, поскольку еще до физического рождения душа человека имела возможность непосредственно созерцать умопостигаемые сущности.
Учение о душе. Душа нематериальна, бессмертна, божественна. Поэтому она важнее тела и о ней надо заботиться превыше всего. После смерти тела душа переселяется в тела других людей или даже животных (идея реинкарнации).
Платон делит души людей на три класса (типа) в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение. Этим трем началам души соответствуют свои добродетели (мудрость, мужество, вожделенность) и три класса в государстве (философы, стражи, ремесленники). Обладатели души разумной - это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души, и потому главная их функция - управлять государством во имя идеи
Блага. Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Третий тип души - вожделенный, обладатели которой - торговцы, ремесленники - стремятся к материальным, чувственным наслаждениям.
Человек представляет собою единство души и тела, но душа первична и ведущее начало. Тело же - тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения телом своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания и нравственного образа жизни, ведущего к преображению души.
Познание как припоминание. Сущностью процесса познания древнегреческий мыслитель считал анамнесис - припоминание (знание-припоминание). Он утверждал, что душа человека бессмертна и в процессе познания всего лишь вспоминает то, что она до своего воплощения в тело человека уже созерцала, находясь в мире идей. Душа созерцает идеи в период бестелесного существования. Но как достичь истинного знания о мире идей?
Поскольку идеи бестелесны, то их нельзя увидеть при помощи органов чувств, а благодаря особой духовной способности, которая именуется как умственное зрение, т.е. такой способности души, в которой разумное начало преобладает. Состояние разумного мышления Платон называет диалектикой, которая и есть искусство умственного зрения, развиваемое посредством умения задавать вопросы и искать на них ответы.
Философия общества Платона изложена в произведениях «Государство», «Законы», «Политик». В своем учении об идеальном государстве философ выделял правильные и неправильные формы государственного правления. Правильные формы правления - монархия, аристократия (например: Спарта и Крит); неправильные - тимократия, олигархия, демократия, тирания. Характерные черты идеального государства: справедливость («каждый занимается своим делом»), автаркия (независимость), социальная гармония (основанная на принципах справедливости), единство и солидарность всех граждан в достижении общего блага (служение полису), небольшой размер территории (огражденной от контактов с иностранцами). Формой наилучшего и по настоящему справедливого государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия (правление лучших). Основные добродетели идеального государственного устройства - справедливость, мудрость, мужество и умеренность. Важно также благочестие - религиозность, почитание богов. Религия - основа морали и опора государства.
Аристотель (384-322 до н. э.) - величайший из древнегреческих философов, родился в ионийском полисе Стагире, расположенном на македонском побережье. Его отец был врачом при дворе македонского царя.
В возрасте 17-18 лет Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона. Там он оставался около 20 лет до смерти Платона в 347 г. Встреча с Платоном оказала серьезное влияние на Аристотеля как философа, хотя он постепенно отошел от его философии и развил свою собственную, которая во многих аспектах противостояла взглядам Платона (расхожим стала выражение «Платон мне друг, но истина дороже»). Если Платон создал учение об идеях, совершенном идеальном государстве, то Аристотель, исходит из эмпирической реальности и свою философию, в том числе политическую, выстраивает на основе изучения конкретных форм государственного правления, пытаясь найти наилучшее государственное устройство. Конечно, различия между учениями Платона и Аристотеля не должны заслонять того общего, что у них было. Это общее заключалось в стремлении сделать жизнь граждан греческого полиса добродетельной и счастливой, а устройство государства стабильным и гармоничным
Свыше трех лет Аристотель был наставником наследника македонского престола, который позднее стал известен как Александр Македонский. Однако между ними возникли серьезные расхождения во взглядах. Центром политических интересов Аристотеля всегда был полис, и он не разделял идеи Александра о создании империи, которая включала бы и греков и персов.
После прихода Александра к власти Аристотель переехал в Афины и основал собственную школу - Ликей (335 г. до н. э.), которая просуществовала свыше 860 лет. Обучение происходило во время прогулок, поэтому учеников Аристотеля назвали перипатетиками (прогуливающимися). После смерти Александра Македонского (323г. до н. э.) Аристотель вынужден был покинуть Афины по политическим причинам. Он бежал на о. Эвбея, где вскоре умер.
Теоретическое наследие Аристотеля имеет большое значение для современной философии. Работы Аристотеля - «Политика»■ (8 книг), «Никомахова этика» (10 книг), «Афинская полития», «Экономика» (3 книги), «Поэтика» вошли в золотой фонд источников по современному осмыслению феномена политики, экономики, природы государства и государственного управления.
Философия - наука о первых причинах и началах бытия.
Предметом философии, по Аристотелю, являются высшие принципы или начала бытия. В свою очередь философия делится на: а) теоретическую (метафизика), цель которой - знание ради знания, изучение сущего и высших принципов бытия (архе); б) практическую (этика и политика), цель которой - знание ради деятельности; в) творческую (риторика и поэтика), цель которой - знание ради творчества.
Бытие. Под бытием Аристотель понимал существование реального предметного мира (философ, в отличие от Платона, не признавал существования идей), воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственно воспринимаемый мир является первичной реальностью, природой. Каждая вещь (субстанция) потенциально является формой и материей. Например, глина сама по себе есть материя. Гончар может сделать из этого куска глины чашку, т.е. придать ей соотвест- вующую форму. Исходя из представления о форме и материи всего сущего, Аристотель считал, что существуют четыре причины или начала бытия: 1) материя (то, из чего вещь делается); 2) движение (движущая причина, как делается); 3) форма (сущность, благодаря которой вещь является именно такой);
4) цель (ради чего вещь делается). Различение формы и материи Аристотелем тесно связано с противопоставлением актуального и потенциального. Каждая вещь таит в себе потенцию стать чем-то, т.е актуализироваться. Например, естественные способности человека в зародышевой форме выступают как потенциальные способности к чему-либо и при соответствующих условиях могут быть актуализированы и превратиться в актуальные, т.е.реализваться в каком-либо виде деятельности.
Душа. Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделял три ее вида: растительная душа, которой обладают растения; чувственная душа, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать внешний мир с помощью ощущений; разумная, присущая человеку, которая, в отличие от первых двух, уже «познает и думает». Человек является разумным животным. В человеке его животные формы как бы облагораживаются разумом.
Теория познания. Низводя диалектику (как метод познания у Платона) до уровня вспомогательного метода, Аристотель разработал и противопоставил диалектике аналитику - теорию аподиктического (доказательного) силлогизма (выводящее умозаключение), который исходит из достоверных и необходимых посылок и приводит к научным знаниям - эпистеме. Силлогизм - форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) субъектно-предикатной структуры следует новое высказывание (заключение) той же логической структуры. Аналитика претендует на строго научный метод, поскольку строится на выводящем, дедуктивном умозаключении.
Силлогистика Аристотеля явилась исторически первой логической теорией дедуктивного рассуждения.
Исходные принципы бытия (архэ) недоказуемы и познаются непосредственно интеллектуальной интуицией (нус), отчасти дедукцией. Но это не означает, что знания о сущности бытия врожденные (как считал Платон), они постепенно формируются через определенные ступени познания: ощущения - память - опыт (эмпирия) - наука. Настоящее знание - знание первых причин, а следовательно, научное знание есть знание не о единичном, а об общем. Над наукой надстраивается первая философия, или философия в собственном смысле этого слова, - знание первых принципов бытия и познания, т.е. знание как высшее благо, а введением в познание принципов бытия является логика.
Аристотель разработал три основных логических закона, которым должно следовать правильное мышление:
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
б) закон исключенного третьего.
Знание законов мышления (бытия) согласно Аристотелю является основой правильного мышления.
Под риторикой Аристотель понимал науку об универсальных законах убеждения, которая тесно связана с диалектикой как методом и знанием о правилах критической дискуссии. Диалектикой Аристотель также называл средство разрешения противоречий, с которыми обычно сталкивается знание на уровне постижения единичного. Сущность, знание наиболее общего и необходимого, по Аристотелю, не может быть противоречивым. Поэтому на уровне познания сущностей диалектика и уступает место логике (аналитике). Диалектика согласно
Аристотелю есть низший уровень философской методологии, который связан с восхождением от знания единичного к знанию общего. Поэтому на уровне познания неподвижных сущностей действует не диалектика, а логика (аналитика). В этом пункте философская методология Аристотеля определялась его онтологией, метафизикой - как учением, отрицающим изменчивость и противоречивость мира.
Философия общества. Значительное место в философии Аристотеля занимают проблемы общественной жизни и человека. Так, широкую известность получили его взгляды на человека как политическое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общего блага». Теоретически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает государство как разросшуюся семью.
Предпосылкой государства по Аристотелю является естественное стремление людей к совместной счастливой, прекрасной жизни и политическому общению. Это стремление реализуется в способности сначала образовать семью, потом селения (развитая семья) и, наконец, государство. Государство возникает естественным путем и целью его является нравственное совершенствование граждан во имя достижения общего блага.
Предпосылкой государства является формирование человека как гражданина, способного понимать ценность общего блага и стремится к его достижению. Государство - высшая форма социальных связей людей, а стало быть, благо государства превыше личных интересов гражданина. Однако в своем конечном идеале интересы государства и гражданина совпадают, поскольку целью государства, как и гражданина, является достижение «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда проистекает важнейшая функция государства, а именно: воспитание (пайдейя) граждан в нравственной добродетели (арете).
По Аристотелю, в государстве существуют три класса «граждан»:
а) «очень зажиточные», которые стремятся не к «благой жизни», а к такой жизни, которая может удовлетворить все желания и прихоти. Почти все эти люди высокомерны, не умеют подчиняться и склонны к роскоши, которая приобретается через ростовщичество и спекуляцию;
б) «крайне неимущие» (рабы, те, кто занимается физическим трудом и по природе зависимы от другого);
в) «стоящие в середине между теми и другими» - опора государства. Формирование среднего класса - важнейшая задача государства. Причины государственных переворотов, указывает Аристотель, имеют экономические основания и восходят к имущественным крайностям (наличие в обществе очень богатых и очень бедных). Поэтому при идеально хорошем государственном строе средний класс должен играть первую и активную роль. Исходя из философского учения о «середине», Аристотель не случайно отдавал предпочтение такой форме государственного устройства, как «полития» (смешение олигархии и демократии), при которой снимается имущественная поляризация богатых и бедных посредством формирования среднего класса.
Государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. По этим критериям Аристотель выделил шесть форм государственного устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: монархия, аристократия, полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: тирания, олигархия, демократия. Какая из правильных форм лучше, зависит от конкретных обстоятельств. Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно принципу справедливости, правильными; имеющие же в виду только благо правящих - ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а справедливое государство есть общение свободных людей.
Аристотель, как и Платон, являлся идеологом рабовладельческого общества и отводил рабам роль бесправных «говорящих орудий», которые обеспечивают свободных людей всем необходимым и дают им возможность посвящать досуг собственно человеческой, т. е. творческой духовной и политической, деятельности.
Этика. Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы, рассмотрению которых философ посвятил работы «Никомахова этика», «Большая этика», «Эв- демова этика». Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной.
Аристотель ввел в оборот сам термин «этика» для обозначения особого раздела философии как учения о добродетелях (качествах человеческой души). К положительным качествам относятся умеренность, мужество, мудрость, справедливость, обладая которыми человек может претендовать на звание достойного представителя полиса и служить эталоном нравственности и благоразумия. Этика по существу и есть знание о том, «как следует поступать», поскольку «добродетель - это способность поступать наилучшим образом, что касается удовольствий и страданий». Добродетель формируются в опыте собственной жизни, т.е. относится к приобретенным свойствам (навыкам, привычкам, складу души) и проявляется в ситуации, когда разум человека способен укротить страсти, аффекты или лучше господствовать над ними. Именно как добродетельное (разумное) существо человек становится субъектом политической и общественной жизни.
Аристотель определил добродетель как «навык» сохранения середины между двумя крайностями. По своей природе добродетели - не врожденные, а приобретаемые качества.
Цель этики - поступки. Сферой поступков является политическая жизнь. В этом смысле этика и политика образуют единый комплекс «философии о человеческом», занимающийся сферой практической деятельности и поведения.
Сам Аристотель разработал эвдоманистическую этику античности, которая рассматривала цель жизни человека как достижение «счастья» (эвдемония).
Философия эпохи эллинизма (IV в. до н. э. - 30-е гг. до н. э.) складывается в исторических условиях, когда в результате завоеваний Александра Македонского греческие полисы попадают под власть Македонского царства. После смерти А. Македонского в 323 г. его огромная империя была поделена на ряд государств. В течение II-I вв. до н. э. эллинистические государства постепенно попали под власть Рима. Эпоха эллинизма завершилась в 30-е годы до н. э., когда римский император Октавиан Август объявил Египет римской провинцией. После эллинизма наступает завершающий период античности - эпоха господства Рима в Средиземноморье, продлившаяся до 476 г. н. э., когда варварские племена уничтожили Западную Римскую империю.
В эпоху эллинизма мир общественной и государственной жизни становится внешним для человека. Человек как конкретная индивидуальность, обреченная существовать в мире деспотических государств, - тема философии этого времени.
Эта философия по преимуществу этическая, поскольку из трех разделов философии: физики, диалектики (логики) и этики, последняя занимает особое место.
Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм - философские школы эллинистической эпохи, в которых всесторонне исследовались проблемы жизни конкретного человека в условиях, когда он из гражданина полиса превратился в подданного империи. Научить человека быть счастливым, самодостаточным индивидом - цель философии данной эпохи.
Скептицизм (от греч. - рассматривающий, исследующий) - школа эллинизма, основанная Пирроном из Элиды (область Греции в конце IV в. до н. э.). Венчает развитие скептицизма философия римского мыслителя Секста Эмпирика, жившего на рубеже II-III веков нашей эры. Скептики не верили в возможности получения достоверного знания и в своей философии исходили из принципа сомнения как универсального принципа познания и жизненной позиции. Такая методологическая установка позволила скептикам разработать оригинальные идеи:
• воздержание от суждений (эпохе), т.е. «такое состояние ума, при котором мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем». В этой установке выражено недоверие к миру, в котором все неопределенно и в котором не на что положиться;
• невозмутимость духа (атараксия) закономерно вытекает из состояния, когда нет опоры ни в чем;
• безмятежность, т.е. такое состояние духа, характерной чертой которого является покой, внутреннее спакойствие как следствие невовлеченности в дела мира и назависимости от него. Девиз скептиков: прими то, что есть, и ты обретешь безмятежность, а в ней - счастье.
Философия скептицизма подрывала основы догматического мышления и утверждала открытость и вероятностный характер знаний, анализировался ряд процедур познавательной аргументации.
Стоицизм возник в конце IV века до н. э. в Древней Греции и просуществовал до III века н. э. Школа была основана около 300 г. до н. э. в Афинах Зеноном из Китиона (ок. 333 - 262 гг. до н. э.). Она находилась в Стое - портике, крытой галерее с колоннами, откуда и получила свое название. Зенон был сыном купца и сам впоследствии стал купцом, разорился из-за кораблекрушения, после чего поселился в Афинах и основал свою школу.
Цель философии Зенона - научить человека «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью».
В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (III-II вв. до н. э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики), Средняя Стоя (II-I вв. до н. э.; Панеций, Посидоний) и Поздняя Стоя или римский стоицизм (I-II вв. н. э.; Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). От первых двух периодов не дошло ни одного целого сочинения, так что философия стоицизма реконструируется на основе фрагментов. Этика занимала ведущее место в философии этой школы, а физика и логика служили этическим целям.
Философия стоицизма включала в себя три части: а) логику (способность правильного рассуждения); б) физику (познание природы вещей); в) этику (учение о жизни согласно природе).
Исходный тезис стоиков: миром правит безличный закон в виде судьбы (рока) и, следовательно, надо научить человека умению распознать свою судьбу и выдержать все испытания, уготованные ею. Дилемма и трагизм человеческой жизни заключается в том, как человеку, обладающему разумом и свободной волей, жить и действовать в условиях предопределенности и предначертанности событий, над которыми он не властен. Человек не в силах противостоять судьбе. Она безразлична к нашим личным интересам, расстраивает замыслы и разбивает надежды. Мы беззащитны перед всевозможными случайностями, превратностями судьбы, болезнью, смертью. Все в этой жизни ускользает из наших рук. Мы не обладаем свободой, ибо от нас совершенно не зависят красота, сила, крепкое здоровье, богатство, удовольствие или страдание. Все это обусловлено внешними причинами. Люди несчастны потому, что они стремятся овладеть благами, которые не в их власти, и избежать несчастий, которые неминуемы.
В условиях предопределения как мирового закона выход для человека один: посредством собственного разума необходимо постичь существующие в мире законы и открыть свою судьбу, тем самым обрести способность следовать ей, принимая мужественно все, что она посылает человеку. Единственное, что во власти человека и что у него невозможно отнять, - это воля поступать согласно разуму. Формула разума: «переноси и воздерживайся». Разумная жизнь - жизнь в согласии с природой (добродетельная жизнь). Неразумная жизнь - та, которая порочна (в которой господствуют страсти). Такая жизнь порождает четыре главных аффекта: удовольствие, печаль, страх, вожделение. Победа над аффектами (страстями) достигается усилиями разума и воли, которые ведут к безмятежности духа (апатии) и основным добродетелям: рассудительности, храбрости, самообладанию, справедливости (умеренности). Все, что не относится к пороку или добродетели, является безразличным. Богатство, здоровье, сама жизнь - ничто сами по себе. Наш разум и воля придают им благое или порочное направление. Нельзя роптать на судьбу или безропотно смиряться перед ней, необходимо развивать внутреннюю свободу как основу личности, позволяющую мужественно и стойко вынести все, что приуготовила человеку судьба. Лишь обладающий достоинством как нравственным качеством принадлежит самому себе и лишь внутренняя свобода есть то, что отнять невозможно.
Стоики, таким образом, резко противопоставляют то, что зависит от нас самих и, следовательно, может быть хорошим или дурным, и то, что зависит не от нас, а от «судьбы», т.е. внешних причин и, следовательно, является безразличным.
Римский стоицизм (IV в. до н. э. - 529 г. н. э.). Представителями римской школы стоицизма являлись Луций Сенека (написал сочинение «Нравственные письма к Луцилию»), Эпиктет (будучи рабом и став свободным, проповедовал принцип: «Только пороки делают человека рабом. Будь праведен и ты будеш свободен, а вместе с тем и радостен»), Марк Аврелий (римский император, написавший записки, получившие название «К самому себе»). Все они учили, что философия - прежде всего жизненная мудрость, которая учит самообладанию и достойному выходу из трудных ситуаций. Рок, судьба правит миром (стоический идеал - достойно держать удары судьбы).
Мужество быть - это мужество утверждать превосходство нашей собственной разумной природы вопреки своим желаниям и страстям. Согласно философии римских стоиков человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца - апатия (с греч. букв.- отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следуя лишь разуму. Стоический мудрец добровольно повинуется року, неразумного же человека судьба тащит.
Неудивительно, что в наши дни имя «стоик» стало нарицательным, обозначая человека, мужественно переносящего удары жизни. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу - логосу.
Эпикуреизм. Основатель школы в Афинах Эпикур (ок. 341-270 гг. до н. э.) родился на острове Самос. Крупнейшим представителем эпикуреизма в Риме был Лукреций. Эпикур развивал взгляд на философию как практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от страданий.
Цель жизни по Эпикуру - наслаждение, характерными призаками которго являются: отсутствие страданий, здоровье тела (хорошее самочувствие) и состояние безмятежности духа (атараксии). Душевное спокойствие - состояние, при котором человек сохраняет свободу от всяких страстей - и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби. В этом и состоит суть получаемого им наслаждения, которое нельзя сводить к примивному гедонизму. Гедонистическая позиция Эпикура состояла в том, чтобы не потакать низменным страстям человека, а, наоборот, развивать человеческую чувственость как основу душевного мира и красоты.
Основным принципом этики Эпикура, как и у стоика Эпиктета, являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий целесообразность отказа от общественной деятельности. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
Философские школы эллинистического периода подготовили почву для прихода христианской культуры. Особое значение для становления христианской традиции имели идеи неоплатонизма. Представителями неоплатонизма были последователи Платона Плотин, Прокл. Учение Плотина об эманации (постепенном нисхождении высшего бытия до неодухотворенной материи) является онтологическим ядром философской системы неоплатонизма.
2.3.
Еще по теме Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции:
- Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- СОДЕРЖАНИЕ
- НАУКА И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
- §1. От теории прогресса к теории циклов