<<
>>

Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Элементы исторического сознания появились вместе с формированием человеческого общества.

Довольно сложная жизнь родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о прошлом семьи, рода, племени.

Человек достиг осознания того, что у него есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Он начал осознавать, что новое поколение – лишь звено в общей цепи развития человечества.

Историей называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Начало понимания социальной жизни связано с представлениями о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического сознания привел к убеждению, что для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.

Социально-философская мысль возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).

Древние философы старались как-то разгадать и определить природу общественных связей, сущность исторического развития и его закономерности: – согласно Платону, общество возникает из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей;

– согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Изначальное неравенство способностей – исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе;

– согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня.

В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:

– история предопределена Богом;

– все пороки – результат грехопадения людей;

– общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.

Эпоха Возрождения ввела новые элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Философы XVII–XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть «естественные» законы общественной жизни.

Просветители XVIII в. :

– выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж. А. Кондорсе);

– сформулировали принцип единства исторического процесса (И. Г. Гердер);

– заложили основы истории культуры (Вольтер);

– обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры. 66.

<< | >>
Источник: Философия. 76 ответов к экзамену. 2017

Еще по теме Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость:

  1. Тема 1. 8. Корея
  2. Философия Французского Просвещения XVIII века. (Общая характеристика, основные представители, системы, школы).
  3. Ясперс. Духовная ситуация времени.
  4. Ф. В. Й. Шеллинг. “Система трансцендентального идеализма”.
  5. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».
  6. НАУКА И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (18 ВЕК). ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАУКИ, ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
  7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  8. ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЛИЧНОСТЬ И МАССЫ. СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  9. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость
  10. 39. Роль духовной культуры в жизни общества. Понятие идеологии (сущность, функции).
  11. Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России в советский период
  12. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАУКИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА1
  13. 87.Проблемы становления правовой государственности в Российской Федерации.