ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Средства языковой выразительности. Тропы

Фигуры мысли (синтаксические фигуры): антитеза, риторическое восклицание (эпекфонесис), риторический вопрос, риторическое обращение, острота, умолчание, метабасис (возвращение к мысли после отступления), оризм, пролепс (предупреждение), парресия, протасис (предположение), эпитимесис (исправление, уточнение), метабола (вариация мысли), градация, силлипс (зевгма), оксюморон.

Фигуры слова (лексические фигуры): прибавление, убавление, перемещение.

Тропы (фигуры переосмысления слов): эпитет, сравнение, метафора (олицетворение, анимизм, аллегория, символ), развёрнутая метафора, реализация метафоры; метонимия, синекдоха, ирония, эмфаса, гипербола, литота, перифраза.

Антитеза (греч. antithesis – противоположение) – фигура контраста, приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. Лексической основой антитезы являются антонимы, которые характеризуют разные объекты при их контрастном противопоставлении.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем (М.Ю. Лермонтов).

Способы усиления антитезы:

1. Разного рода повторы, например, корневые, основанные на однокоренных антонимах:

Здоровому и нездоровье зд`орово, нездоровому и нездоровье незд`орово (Пословица).

Такую антитезу называют антиметаболой.

Силы есть – времени нет; есть время – да сил не хватает.

2. Синтаксический параллелизм (повтор конструкции):

Познай, где свет, - поймешь, где тьма (А. Блок).

3. Парономазия (использование фонетического или семантического подобия употребляемых слов, в данном случае антонимов):

Умный научит, дурак наскучит (Пословица).

Если в основе антитезы лежит одна пара антонимов, такая антитеза называется простой. Она часто встречается в названиях художественных произведений: «Война и мир» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.

Достоевского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова, «Живые и мертвые» К. Симонова.

Две или более антономических пар организуют сложную антитезу:

Ты учитель, я – ученик; ты – писец, я – начальник;

Ты – актёр, я – зритель: свищу – и ты сходишь со сцены (Демосфен).

Такую сложную антитезу называют аллойозис (аллойоза). В сочетании с синтаксическим параллелизмом аллойозис дает вид антитезы, названный мукабалой: Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Среди других видов антитезы антанагога и синкризис.

Антанагога представляет собой уравновешивание какого-либо утверждения противоположным аргументом: И один глаз, да зорок, не надо и сорок.

В основе синкризиса (синхризиса) лежит противопоставление метафор и других образных наименований: На плече моём на правом / Примостился голубь-утро, / На плече моём на левом / Примостился филин-ночь (М. Цветаева).

Близкие к антитезе стилистические фигуры контраста (по Л.А. Введенской):

1. Амфитеза – приём описания целого путём указания на крайние точки:

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей (Лебедев-Кумач).

Амфитеза допускает замену однословным синонимом: и стар и млад (= все),

вдоль и поперёк (= полностью). Это отличает амфитезу от антитезы, которая такой замены не допускает.

2. Диатеза – фигура, основанная на использовании антонимов в конструкциях с двойным отрицанием:

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок: нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Н.В. Гоголь).

Диатеза допускает замену словами средний, никакой, ничего особенного, нормально.

3. Акротеза – представляет собой утверждение, усиленное отрицанием противоположного:

Нет, не слабость – великая жизненная сила и твёрдость нужна для того, чтобы оборвать свою жизнь так, как он оборвал! (Ю. Казаков)

Акротеза допускает использование фразы без усиления, выраженного отрицанием.

Приём антитезы был известен древним грекам как один из типов соотнесённости смысла, слов и знаков внутри периода. Фигура эта получила название «горгианской» в честь одного из виднейших софистов, оратора, теоретика и учителя красноречия Горгия. На антитезе построена речь Горгия «Похвала Елене». Здесь «противоположение» становится основным приёмом убеждения в том, что Елена заслуживает похвалы. Горгий «применил особый приём, который сводился к тому, что явления реальности распределялись по двум противоположным полюсам, и от того, насколько удавалось оратору подвести предмет под определенную категорию и соответственно поместить его на том или ином полюсе, зависела его оценка» (От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. – М., 1991. – С. 67). Вот образец антитезы из речи Горгия «Похвала Елене»: «…от природы не слабое сильному препона, а сильное слабому власть и вождь: сильный ведёт, а слабый следом идет».

Риторический вопрос (эротеза, эротема) – синтаксическая фигура, получившая развитие в ораторском искусстве, а затем и в художественной словесности. Это мнимый вопрос, заведомо не требующий ответа. Цель риторического вопроса – стимулировать мысль аудитории, привлечь внимание читателя к опредёленным частям текста, выделить смысловой центр речи, повысить эмоциональность высказывания.

Среди видов риторических вопросов выделяются:

- эпиплексис, выражающий укор, даже поношение;

- афорисма – фигура уточнения, вопрос, в котором содержится сомнение в точности использования какого-либо слова.

Близки по функциям риторическому вопросу риторическое восклицание и риторическое обращение.

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) – это приём передачи кульминации чувств:

Какое лето, что за лето! / Да это просто колдовство (Ф. Тютчев).

Выделяют следующие виды риторического восклицания.

1) аганактезис – риторическое восклицание, выражающее возмущение:

О времена! О нравы! (Цицерон)

О, дева всех румянее / Среди зелёных гор – / Германия! / Германия! / Германия! / Позор! (М. Цветаева);

2) катаплока – риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки:

Тридцатая годовщина / Союза – держись, злецы! / Я знаю твои морщины, / Изъяны, рубцы, зубцы – // Малейшую из зазубрин! / (Зубами – коль стих не шёл!)… (М.

Цветаева)

Риторическое обращение (апострофа) относится не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Это может быть неодушевленный предмет, отвлечённое понятие, отсутствующее лицо:

Цветы, любовь, деревня, праздность, / Поля! Я предан вам душой (А.С. Пушкин)

Юноша бледный со взором горящим, / Ныне даю я тебе три завета… (В. Брюсов)

Антиметатеза – вид риторического обращения, состоящий в обращении к читателю:

А вам, читатель, надо наперёд признать, что белыми ночами и небывалое бывает (Ю. Давыдов).

Вот вариант совмещения антиметатезы, риторического вопроса и риторического восклицания:

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! (М. Булгаков)

Пример совмещения риторического обращения и риторического вопроса:

Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин)

Умолчание – фигура речи, которая представляет собой обрыв высказывания в расчёте на то, что читатель или слушатель догадывается, о чём идет речь, и может мысленно ее закончить:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, / И всё – равно, и всё – едино. / Но если на дороге – куст / Встаёт, особенно – рябина… (М.И. Цветаева)

Виды умолчания (по В.П. Москвину):

- просиопеза заключается в пропуске начальной части высказывания:

Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте, фамилия его утрачена, и даже на вывеске его – где изображён господин с намыленной щекою и надписью: «И кровь отворяют» – не выставлено ничего более, цирюльник Иван Яковлевич проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба (Н.В. Гоголь);

- мезиопея – пропуск срединной части высказывания:

Поедешь скоро ты домой: / Смотри ж… Да что? моей судьбой, / Сказать по правде, очень / Никто не озабочен (М.Ю. Лермонтов).

М.Л. Гаспаров к умолчанию относит и такой речевой оборот, при котором «говорящий объявляет, что не будет говорить о таких-то (обычно нехороших) чертах и поступках оппонента, но именно этим и говорит о них: «Не буду говорить, что он вор, казнокрад, изменник, – это и так всем известно, – скажу лишь…» (см.: Литературная энциклопедия терминов и понятий.

– М., 2001. – Стлб. 1115).

А.П. Квятковский считает близкой фигуре умолчания прерванную на рифмующемся полуслове фразу:

Я видел: над трупом / Склонилась луна, / И мёртвые губы / Шепнули: – Грена… (М. Светлов)

1. Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans — украшающий эпитет). Ср. у Пушкина: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь»).

2. Сравнение (латинское comparatio) — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку (tertium comparationis). Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость». Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам (см.).

3. Перифраза (греческое periphrasis, латинское circumlocutio) — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка».

В отличие от перечисленных здесь Т., построенных на обогащении неизмененного основного значения слова, следующие Т. построены на сдвигах основного значения слова.

4. Метафора (латинское translatio) — «употребление слова в переносном значении».

Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.

5. Синекдоха (латинское intellectio) — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль».

6. Метонимия (латинское denominatio) — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия».

7. Антономасия (латинское pronominatio) — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

8. Металепсис (латинское transumptio) — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».

Таковы Т., построенные на употреблении слова в переносном значении; теоретики отмечают еще возможность одновременного употребления слова в переносном и прямом смысле (фигура синойкиозы) и возможность стечения противоречащих друг другу метафор (Т. катахрезы — латинское abusio).

Наконец выделяется ряд Т., в к-рых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения. Таковы:

9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

10. Литотес — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).

11. Ирония — выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».

2.

<< | >>
Источник: Стилистика и культура речи. Ответы к экзамену. 2017

Еще по теме Средства языковой выразительности. Тропы:

  1. 9. Литературно-художественный стиль: условия функционирования (сфера общения), функции, жанровые разновидности, стилеобразующие черты, общие языковые черты.
  2. 13. Тропы как стилистические средства лексического уровня.
  3. Средствами создания образности речи, словесной наглядности служат тропы.
  4. Троп
  5. Средства языковой выразительности. Функции, виды
  6. Средства языковой выразительности. Тропы
  7. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
  8. 18. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
  9. 10. Лексические образные средства
  10. 30. Художественно-публицистическиежанры. Языковое и стилистическое своеобразие.
  11. 36. Система средств художественного выражения.