§ 1. Юридическая природа конституционного права на объединение.
Юридическая природа права на объединение определяется содержащимися в Конституции РФ общими положениями о правах и свободах человека и гражданина.
В Конституции РФ в части, касающейся прав и свобод, употребляются два термина - собственно права и свободы и основные права и свободы.
Первый термин охватывает все права и свободы, включая и конституционные. Второй - только права и свободы, перечисленные в Конституции РФ.Кроме того относительно прав и свобод Конституция РФ содержит и другие принципиальные положения. В статье 2 права и свободы человека и гражданина провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод - обязанностью государства. Статья 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Здесь же осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 18 закрепляет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что в определенных случаях правоприменители могут применять непосредственно нормы Конституции РФ.
Такие случаи сформулированы в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. с последующими изменениями «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», не потерявшего своей актуальности до сегодняшнего дня. В соответствии с ним суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.
В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона[1] [2]. Часть 2 статьи 55 Конституции РФ установила, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Применительно к праву на объединение эти принципиально важные конституционные положения означают, что: 1. Право каждого на объединение в связи с его закреплением в Конституции РФ приобрело высший конституционный статус. Признание, соблюдение и защита этого права стала обязанностью государства. 2. Осуществление права на объединение в соответствии с перечисленными конституционными нормами не должно нарушать права других лиц. Отсюда право на объединение, как и ряд других конституционных прав, не является абсолютным, не может использоваться во вред другим лицам. Оно имеет свои пределы, определяемые правами и законными интересами других лиц. 3. Право на объединение является непосредственно действующим и в случаях, определенных указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, правоприменителем могут быть применены непосредственно нормы Конституции РФ, касающиеся данного права. 4. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие право на объединение. Следует отметить, что в Конституции РФ содержатся и другие принципиально значимые полонения относительно основных прав и свобод, оказывающие свое влияние на юридическую природу права на объединение. Поскольку, как уже говорилось, Конституция РФ употребляет термины права и свободы и основные права и свободы, то возможны права и свободы, не являющиеся основными или конституционными. Из этого постулата может следовать вывод о том, что неосновные или неконституционные права и свободы обладают более низким правовым статусом и являются в этой связи «второсортными». Однако с таким выводом согласиться нельзя, поскольку защита не основных прав и свобод со стороны государства связана с такими же его усилиями, как и защита основных прав и свобод. Разница только в том, что юридическим фактом вступления личности и государства в то или иное правоотношение в первом случае является факт закрепления права в Конституции РФ, а во втором юридическим фактом может быть то или иное событие реальной жизни, не вытекающее из содержания нормативного правового акта. Следовательно, основные права и свободы порождают постоянные правоотношения, а неосновные права и свободы - временные. Деление прав человека на основные и неосновные является довольно распространенным в юридической науке1. Вместе с тем в науке имеются и иные подходы. Так Ф. М. Рудинский различает права человека и права личности. При этом права человека являются разновидностью прав личности, «это ее наиболее существенные права». Права человека это «такие права личности, без которых она не может быть как человеческое существо». Права личности Ф. М. Рудинский отождествляет с субъективными правами. Права человека фиксируются в нормах международного права, в основных законах, кодексах, законах всех государств мира. Они определяют меру свободы человека и пределы осуществления государственной власти[3] [4] [5]. Следовательно, права человека можно отождествить с основными правами, а права личности - с неосновными. Необходимо отметить также и то, что основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, составляют содержание конституционноправового статуса личности. Эти права, по справедливому мнению С.С.Алексеева, не только должны находиться в одном ряду с государством как единым и верховным сувереном на данной территории, но и иметь приоритет по отношению к государству в целом . Это означает, что ответственность за нарушение прав человека, отсутствие условий для их реализации должен нести не только тот или иной государственный орган, но и государство в целом. В этой связи свою значимость имеют конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К их числу следует отнести судебную защиту прав и свобод, включая конституционно-судебную защиту; административные действия органов государственной власти и органов местного самоуправления; законную самозащиту человеком своих прав; наличие международно-правового механизма защиты прав и свобод. Как уже говорилось, основные права и свободы определяют содержание конституционно-правового статуса личности. Они служат основой других многочисленных неосновных прав и свобод. Основные права закрепляются в конституции государства и важнейших международных правовых актах1. Эти права создают возможности для возникновения других, производных от них прав. Если же какое-либо право не вошло в содержание Конституции страны, то оно должно быть признано, независимо от того, закреплено ли оно в конституции или нет. Поэтому Конституция РФ в части 1 статьи 55 закрепила, что перечисленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Отсюда, отвечая на вопрос о статусе основных и неосновных прав, следует констатировать, что те и другие имеют равный правовой статус и получают одинаковую защиту и условия реализации от государства. Все это вместе взятое позволяет сделать вывод, что юридическая природа права на объединение вытекает из закрепления этого права в Конституции РФ и отнесение этого права к основным или конституционным правам и свободам. Другие, производные от него права, например, право на вступление в объединение, право на создание объединения, право на воздержание от вступления в объединение и т.п., закрепляются в иных нормативных правовых актах, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ. и конституционные или основные права. Следуя классификации прав Ф. М. Рудинского, право на объединение является правом человека, а права на вступление в объединение, на создание объединения, на воздержание от вступления в объединение относятся к субъективным правам личности. Также следует обратить внимание и на тот факт, что никто не может быть принужден к вступлению или выходу из состава объединения. Конституции многих стран мира подчеркивают равенство в процессе реализации права на объединение1. В Конституции РФ термин «права человека» употребляется одновременно с термином «свобода человека». Эти два термина употребляются в неразрывном единстве, что указывает на их близость. Но они не одно и то же. Общепринято под свободой понимать возможности личности, соблюдая запреты, совершать или не совершать определенные действия, проступки[7] [8] [9]. Под правами понимаются возможности человека совершать конкретные действия, направленные на реализацию того или 3 иного права . Применительно к праву на объединение, это право является одновременно и правом и свободой. Право на объединение как свобода предполагает наличие возможностей для личности пользоваться этим правом или нет. Право на объединение как право дает возможность человеку совершать конкретные действия для реализации этого права. Другими словами право на объединение как свобода означает объективное право, а право на объединение как право представляет собой субъективное право личности. Конституция РФ применительно к основным правам и свободам употребляет термины - «права человека» и «права гражданина». С содержательной точки зрения эти понятия различаются объемом прав. Права человека относятся как к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам, лицам без гражданства. В конституционной формулировке статьи 30 значится: «каждый имеет право на объединение». Отсюда Конституция РФ признает это право как за гражданами, так и за не гражданами страны. Этот вывод требует некоторых пояснений. Право на объединение в те общественные объединения, которые имеют своими уставными целями притязание на власть, предоставляется только гражданам РФ, поскольку в соответствии со статьей 32 Конституции РФ только граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, только граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Следовательно, право каждого на объединение имеет некоторые исключения по своему субъектному составу, и эти исключения имеют конституционную природу, поскольку берут свое начало в указанной статье Конституции РФ. Конституция РФ одновременно с провозглашением основных прав и свобод устанавливает гарантии их осуществления. Статьи 46 - 54 Конституции РФ закрепляют судебную защиту прав и свобод; статья 46 - международную правовую защиту прав и свобод; статья 45 - самозащиту прав и свобод всеми, не запрещенными законом способами; статья 55 закрепляет четкий механизм возможного ограничения прав и свобод; статья 53 указывает на возмещение вреда, причиненного человеку незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц; статья 17 провозглашает неотъемлемость прав и свобод. Разумеется, все эти конституционные гарантии прав и свобод в равной мере относятся ко всем правам и свободам, включая и право на объединение. Рассматривая вопросы, связанные с юридической природой права на объединение, большое значение имеет определение группы основных прав и свобод, в которую следует отнести данное право. Как известно, классификация основных прав и свобод предполагает выделение определенных критериев этой классификации. К ним можно отнести: классификацию по источнику закрепления - конституционные, международно-правовые, отраслевые, корпоративные (членские); классификацию по времени появления - поколения прав и свобод; классификацию по кругу лиц, на которые они распространяются - человека, гражданина, общие, специальные; классификацию по гражданской принадлежности их субъекта - права человека и права гражданина; классификацию по субъекту их реализации - индивидуальные, коллективные права, права народов, этнических групп;классификацию по сфере их действия - личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные, правозащитные. Как видно, любая классификация прав и свобод зависит от того критерия, который положен в ее основу. И любая классификация прав и свобод является условной. Нередко трудно определить, в какую группу отнести то или иное право. Это означает, что между группами прав и свобод нет четкой непреодолимой грани. Относительно права на объединение по источнику закрепления оно относится одновременно и к конституционным, и к международно-правовым правам. По времени появления его можно отнести к первому, и ко второму поколению прав и свобод, о которых речь ниже. По кругу лиц - это право человека и в отдельных случаях в зависимости от уставных целей деятельности объединения - право гражданина. По субъекту их реализации - это индивидуальное право. По сфере его действия - это и личное, и политическое, и социально-экономическое, и культурное, и правозащитное право1. Следует отметить, что в учебной и научной юридической литературе право на объединение отнесено только к политическим правам. Авторы учебника «Конституционное право России», изданного Институтом государства и права РАН, эту группу называют публично-политическими правами и свободами. Эти права характеризуют индивидов и их объединения как субъектов политической системы, как участников публичнополитических отношений, связанных с организацией и деятельностью Л публичной власти. Следуя логике авторов указанного учебника, можно сделать вывод, что политические права стали публично-политическими именно потому, что в эту группу прав входит право на объединение, поскольку оно может осуществляться и вне рамок политической сферы, не -э утрачивая при этом своего публичного характера . С. А. Авакьян по этой же причине данную группу прав также называет публично-политическими правами и свободами. Однако право на объединение входит в указанную группу не только потому, что оно может преследовать как политические, так и неполитические цели, но и потому, что оно является главным способом создания и деятельности именно общественных объединений, как форм выражения публично-правовых 4 интересов граждан страны . Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин право на объединение относят к политическим правам, хотя и делают оговорку, что данное право можно отнести и к личным правам, хотя по своей сути оно является именно [10] [11] [12] [13] политическим, так как общественные объединения граждан способствуют развитию их политической активности1. А. Н. Соколов право на объединение также относит к политическим правам, но трактует его как свободу объединений и коалиций2. Р. А. Агишев конституционное право на объединение считает естественным правом, относящимся к категории политических прав и свобод, пользование которым может быть ограничено только на основе федерального 3 закона . В зарубежной науке конституционного права право на объединение также ассоциируется со свободой объединений, которая отнесена к основным правам свободного общения4. Такая формулировка дает возможность, используя принятую в Российской Федерации классификацию прав, отнести указанное право по сфере действия одновременно ко всем основным группам прав. В сфере основных прав свободного общения право на объединение, хотя и служит человеческому общению, но направлено за пределы чисто коммуникативного содержания и охватывает также взаимодействие людей для совместного устройства целых жизненных сфер[14] [15] [16] [17] [18]. Это означает, что свобода объединений действует для объединений любого рода, как коммерческих, так и некоммерческих. Таким образом, в юридической науке существуют разные подходы к классификации основных прав и свобод и отнесению права на объединение к той или иной группе. Если использовать узкий подход к трактовке данного права, то право на объединение можно отнести только к политическим правам и свободам. С использованием широкого подхода и распространением указанного права, как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, право на объединение можно отнести не только к политическим, но и к социально-экономическим и культурным правам. Если учесть, что посредством права на объединение граждане коллективно могут защитить и другие права и свободы, то данное право можно отнести и к правам-гарантиям. Одновременно с этим право на объединение правомерно относится и к личным правам, так как оно является индивидуальным правом. Следовательно, право на объединение является уникальным правом в том смысле, что оно одновременно относится ко всем используемым в науке российского конституционного права группам прав и свобод человека и гражданина. Классификации основных прав и свобод человека и гражданина служит и разработанная в ХХ веке концепция «трех поколений» прав и свобод, которую предложил в 70-х годах чешский ученый Карел Васак1. В настоящее время эта концепция является известной и широко применяемой в науке конституционного права. Каждое «поколение» прав и свобод в основе своей имеет ту или иную правовую доктрину - естественно-правовую или позитивистскую. Следует отметить, что в Конституции РФ эти две основные доктрины прав и свобод сочетаются. С одной стороны, Конституция РФ признала естественные, принадлежащие каждому от рождения, права и свободы человека и гражданина, а с другой стороны - учредила ряд прав в социальноэкономической и культурной сферах, которые не могут принадлежать каждому от рождения, и личность обладает ими только потому, что их учредило государство. Как видно, в духе естественно-правовой доктрины закрепляются права первого «поколения», а на основе позитивистской доктрины - права второго «поколения». При этом исторически первыми, обоснованными в науке и [19] получившими закрепление в законодательных актах, стали права «первого поколения». Естественно-правовая доктрина прав и свобод требовала невмешательства государства в строго очерченную правом личную свободу человека. Она провозглашала приоритет прав личности по отношению к правам государства. Образную характеристику естественно-правовой доктрины прав и свобод дал И. А. Покровский. «Идея неотъемлемых прав, - писал он, - направлена против государства как такового... Самоутверждение личности достигает здесь в юридическом отношении своего кульминационного пункта. Некогда безгласая овца в человеческом стаде, она заявляет теперь претензию на роль равноправной с государством державы с правом суверенитета на некоторой собственной территории»1. Поскольку естественно-правовая доктрина прав и свобод требует от государства невмешательства в естественные права граждан, то права «первого поколения» нередко называют негативными правами, поскольку они предполагают обязанность государства воздерживаться от вмешательства в определенные сферы социальной активности индивида[20] [21]. Такая позиция в настоящее время получила достаточно широкое распространение в юридической науке. В ней отмечается не только юридическая природа негативных прав как прав, в реализацию которых государство не вправе вмешиваться, но и то, что такую обязанность государства нельзя трактовать как абсолютную. Она сосуществует одновременно с позитивными обязанностями государства и определяется необходимостью поддержания баланса между правами и свободами личности и интересами гражданского общества, что объясняет допустимые ограничения указанного права1. Одновременно с этим в научной литературе отмечается, что права «первого поколения» нельзя сводить только к негативным правам, предполагающим пассивное поведение государства[22] [23]. Есть ряд прав «первого поколения», которые требуют активной роли государства в их регулировании и обеспечении. Это так называемые публичные права и свободы, к которым относится и право на объединение. Все права «первого поколения» имеют единую юридическую природу, независимо от того, когда они появились. Эти права являются правами свободы. И если право на защиту персональных данных появилось сравнительно недавно, то по его юридической природе мы должны отнести это право к правам «первого поколения». Что касается права на объединение, то это право относится к «первому поколению» прав человека и по его юридической природе, и по времени появления как личного и политического права. Позитивистская доктрина прав человека пришла на смену естественно - правовой и была призвана обосновать группу прав «второго поколения». В соответствии с ней это поколение прав и свобод не принадлежит каждому от рождения, а существует только потому, что его учредило государство. Права «второго поколения» зависят от уровня социально-экономического развития государства и его финансовых возможностей. К ним относятся социальноэкономические и культурные права, которые появились в XIX-XX вв. в результате борьбы трудящихся за повышение своего жизненного уровня. В самом общем виде эти права формулируются как право на достойный уровень жизни, под которым понимается право на существование, соответствующее человеческому достоинству, право на минимум социальных благ и т.п. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. права «второго поколения» закрепляет следующим образом: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам». В Конституции РФ эти общие положения Декларации прав человека были конкретизированы и развернуты в целый каталог социальноэкономических и культурных прав. Среди них право на труд, право на социальное обеспечение в старости, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и т.п. Нетрудно заметить, что для реализации перечисленных прав второго поколения (каждого из них) могут создаваться объединения граждан. Право на создание объединений в социально-экономической и культурной сферах принадлежит к правам «второго поколения». При этом это право может рассматриваться одновременно и как право-гарантия, посредством которого можно реализовать права «второго поколения», которые, в отличие от прав «первого поколения» требуют не пассивной позиции государства, связанной с простым признанием прав, а активного вмешательства государства. Этому процессу должно способствовать и гражданское общество, которое посредством объединений граждан установит общественный контроль над деятельностью государства по созданию механизмов для реализации прав «второго поколения». Отсюда - появление так называемых «прав-гарантий», которые также следует отнести к правам «второго поколения». Поэтому право на объединение как субъективное право, связанное со свободой человека, относится к «первому поколению» прав, а как право-гарантия - ко «второму поколению». Другими словами, субъективное право на объединение в период появления прав «второго поколения» и в последующем стало использоваться, в случае его реализации индивидом, и как право-гарантия для защиты других прав, которые индивид реализовывал уже не индивидуально, а в составе коллектива объединения, к которому он принадлежал. В. В. Комарова в этой связи справедливо указала, что право на объединение обеспечивает гражданам гарантии по реализации других конституционных прав, в частности, таких как право на свободу собраний, свободу слова. Поэтому право на объединение во многом является предпосылкой и условием реализации связанных с ним конституционных прав и свобод1. Юридическая природа прав «второго поколения» состоит в том, что эти права являются притязаниями человека не на свободу, как в личных и политических правах «первого поколения», а притязаниями на получение от государства определенных материальных и духовных благ, гарантирующих достойный уровень жизни. Отечественная конституционная доктрина и Конституция РФ не делают различий между «первым» и «вторым поколениями» прав в порядке их обеспечения и защиты. Статья 17 Конституции РФ провозглашает все права (и «первого», и «второго поколений») неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. В. Д. Зорькин по этому поводу писал, что социальные права являются основными и неотчуждаемыми, принадлежащими гражданам от рождения, не дарованные им сверху и не [24] зависящими от воли государства. Эти права равны по значимости конституционным гражданским и политическим правам1. Вместе с тем Конституция РФ видит различия между правами «первого» и «второго поколений», которые закреплены в ней в духе двух разных правовых доктрин - естественно-правовой и позитивистской. Так, закрепляя права «первого поколения» посредством естественно-правовой доктрины, Конституция РФ использует формулировку «каждый имеет право». При применении позитивистской доктрины прав и свобод используются другие формулировки, например, «государство гарантирует». Относительно права на объединение в части 1 статьи 30 Конституции РФ использованы обе формулировки: «каждый имеет право на объединение» и «свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Эти конституционные формулировки указывают на понимание права на объединение в двух значениях - как права «первого поколения» и как «права второго поколения». При этом право на объединение в первом «поколении прав» является индивидуальным субъективным правом человека, а право на объединение во «втором поколении» - коллективным правом, призванным реализовать иные права граждан в составе объединения. Во второй половине ХХ века появилось «третье поколение» прав. Их называют коллективными правами, которые принадлежат не отдельным людям, а их сообществам, главным образом, этническим, и реализовываются не индивидуально, а совместно. Следует отметить, что при реализации коллективных прав свою роль играют объединения граждан, которые призваны обеспечить права народов на самоопределение, на мир, на сохранение родного языка, самобытности и культуры и т.п. Следовательно, право на объединение может использоваться для обеспечения прав всех «трех поколений прав» человека. Отношение населения Российской Федерации к конституционному праву на объединение показывает, что это право не стало приоритетным. Об [25] этом свидетельствуют материалы социологического исследования, проводимого в 2012 г. Высшей школой экономики. Респондентам было предложено ответить на вопросы о том, какие из перечисленных прав и свобод лично для вас являются наиболее важными, и какими из перечисленных прав и свобод вы реально обладаете. Только три процента опрошенных посчитали право на объединение наиболее важным для себя и шесть процентов указали на то, что они реально им обладают1. Следовательно, право на объединение в сознании россиян находится в явном диссонансе с другими, прежде всего, социально-экономическими правами, которые респонденты указали в качестве самых важных. Вместе с тем, нам представляется, что данный социологический опрос не выявил, да и не мог выявить истинного отношения граждан к конституционному праву на объединение. Вполне естественно, что подавляющее большинство граждан современной России в большей степени волнуют именно социально-экономические права. Это понятно и без проведения социологического опроса. Более точную картину отношения граждан к конституционному и праву на объединение дало бы то социологическое исследование, которое бы проводилось по отдельным группам конституционных прав. В нашем случае - по группе политических прав. Поэтому мы можем только предположить, что в условиях становления и развития гражданского общества в России право на объединение имеет шанс выдвинуться в число приоритетных политических прав граждан. А по мере роста экономического благосостояния граждан, политические права также могут стать приоритетными в глазах граждан, поскольку социальноэкономические права будут реализованы в большей степени. Таким образом, юридическую природу права на объединение, как индивидуального права, следует выводить из «первого поколения» прав человека, закрепленного в духе естественно-правовой доктрины прав и [26] свобод, а право на объединение как право-гарантия, посредством которого индивид может защищать права всех трех поколений в составе объединения, - из «второго поколения» прав, закрепляемого в духе позитивистской доктрины прав и свобод. Следовательно, это право является одновременно правом и «первого», и «второго поколений». В целом же юридическая природа права на объединение вытекает из закрепления этого права в Конституции РФ и отнесение этого права к основным правам и свободам или правам человека. Другие, производные от него права, или субъективные права, например, право на вступление в объединение, право на создание объединения, право на воздержание от вступления в объединение и т.п., закрепляются в иных нормативных правовых актах, как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ. Это не означает, что указанные права являются менее значимыми или «второсортными». Все они находятся под равной защитой государства, точно также как и конституционные или основные права. Право на объединение одновременно является и правом, и свободой. Оно как свобода предполагает наличие возможностей для личности пользоваться этим правом или нет. Право на объединение как право дает возможность человеку совершать конкретные действия для реализации этого права. Другими словами, право на объединение как свобода означает объективное право, а право на объединение как право представляет собой субъективное право личности. Вместе с тем право на объединение относится к числу тех прав, которые при определенных обстоятельствах могут быть ограничены законом. Как справедливо подчеркивается в научной литературе, с точки зрения теории права критерии законодательного ограничения прав человека - это, по сути дела, критерии разграничения права как сферы индивидуальной свободы от властного произвола, облеченного в форму закона1. Право каждого на объединение имеет некоторые исключения по своему субъектному составу (в отдельных случаях может принадлежать только гражданам), и эти исключения имеют конституционную природу. В юридической науке существуют разные подходы к классификации основных прав и свобод и отнесению права на объединение к той или иной группе. Если использовать узкий подход к трактовке данного права, то право на объединение можно отнести только к политическим правам и свободам. С использованием широкого подхода и распространением указанного права, как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, право на объединение можно отнести не только к политическим, но и к социально - экономическим и культурным правам. Если учесть, что посредством права на объединение граждане коллективно могут защитить и другие права и свободы, то данное право можно отнести и к правам-гарантиям. Одновременно с этим право на объединение правомерно относится и к личным правам, так оно является индивидуальным правом. Следовательно, право на объединение является уникальным правом в том смысле, что оно одновременно относится ко всем используемым в науке российского конституционного права группам прав и свобод человека и гражданина. В трактовке зарубежной науки конституционного права право на объединение относится к одной конституционной группе прав, а именно основных прав свободного общения. Таким образом, коренным отличием конституционного права на объединение является его полифункциональность: естественно-правовая доктрина прав человека относит указанное право к правам «первого поколения»; позитивистская доктрина прав и свобод считает его правом «второго поколения»; анализ содержания права на объединение позволяет [27] также отнести данное право к правам-гарантиям, посредством которых можно защитить другие права. Полифункциональность права на объединение подчеркивается и зарубежной наукой конституционного права, в которой можно найти отнесение его к элементу частной жизни человека - свободе общения.
Еще по теме § 1. Юридическая природа конституционного права на объединение.:
- ТРИУМФ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА[93]
- 2.1.1 Основные критерии семьи романо-германского права
- § 2.2. Практические коллизии форм выражения (источников) российского уголовно-процессуального права
- § 3.1. Правовая определенность актов конституционного правосудия в системе нормативного регулирования уголовного судопроизводства России
- 3.1. Гражданско-правовые способы защиты прав несовершеннолетних пациентов
- Юридическая природа избирательных комиссий муниципальных образований
- § 1. Проблемы теории конституционного государства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века
- § 2. Конституционные проблемы парламентарной демократии и формы государственного устройства в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века[306]
- § 1. Юридическая природа Основных Законов 1906 года и идейный кризис российского конституционализма в начале ХХ века
- ГЛАВА I. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОМОЧИЯ, ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
- § 1. Юридическая природа конституционного права на объединение.
- § 4. Пределы ограничения конституционного права на объединение.