<<
>>

3.1.Относительно свободное использование произведений с возможностью осуществления совокупности исключительных прав

Как было показано в первой главе работы, гражданско-правовые средства свободного использования произведений предопределяют виды свободного использования произведений. Так, в зависимости от специфики гражданско-правовых средств свободное использование произведений делится на два больших блока: абсолютно свободное использование произведений, о котором речь шла в главе второй исследования, и относительно свободное использование.

Необходимо отметить, что основной особенностью классификации случаев свободного использования произведений является возможность использования произведений без разрешения автора или иного правообладателя неограниченным кругом лиц. При этом объем и пределы такого использования в зависимости от вида свободного использования разные.

Под относительно свободным использованием произведений понимается ограниченная законодательством, автором или иным правообладателем возможность использования объектов авторского права с сохранением личных прав. В отличие от абсолютно свободного использования произведений относительный характер такого использования определен возможностью использования произведений не в полном объеме, а в определенных пределах.

В связи с этим одним из видов относительно свободного использования произведений являетсяотносительно свободное использование произведений с возможностью осуществления совокупности исключительных прав, при котором создается возможность использования неограниченным кругом лиц исключительных прав правообладателей, однако использование личных прав авторов является недопустимым.

Наконец, можно выделить следующие подвиды такого использования:

–переход произведения в общественное достояние,

–предоставление правовой охраны по территориальному признаку,

– самоограничение авторских прав,

–переход в режим относительно свободного использования произведений в порядке наследования.

Рассмотрим каждый случай отдельно.

1. Переход произведения в общественное достояние.Исключительные права авторов на произведения науки, литературы и искусства не являются бессрочными. В соответствии со ст. 1282 ГК РФ, после прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

В связи с тем, что в законодательстве отсутствует нормативное определение общественного достояния, обозначим общественное достояние в авторском праве какспециальный правовой режим относительно свободного использования произведений неопределенным кругом лиц без выплаты вознаграждения и без разрешения автора или иного правообладателя в связи с прекращением действия исключительного права на произведение. Данную формулировку предлагаем включить в п. 1 ст. 1282 ГК РФ.

Необходимо отметить, что для необнародованных и перешедших в общественное достояние произведений ст. 1337 ГК РФ предусматривает возможность доведения их до всеобщего сведения любым лицом, если это не запрещено автором произведения. Такие произведения могут быть правомерно обнародованы публикатором, которому впоследствии будут принадлежать исключительные права на опубликованное произведение, в соответствии со ст. 1270 ГК РФ. Кроме того, исключительное право публикатора на основании ст. 1340 ГК РФ действует в течение двадцати пяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Общий правовой режим общественного достояния заключается в возможности использования произведения любым лицом. Как отметил С.Дюсолье, «основным результатом отсутствия или истечения срока действия авторского права в элементе общественного достояния является отсутствие какой-либо исключительности в использовании такого элемента»[219].

Другими словами, законодательством не устанавливается контроль либо препятствие в использовании произведений, перешедших в общественное достояние.

Однако при этом такие личные права, как право авторства, право автора на имя и неприкосновенность произведения, продолжают охраняться независимо от перехода произведения в режим общественного достояния. Исходя из этого правовой режим общественного достояния предопределяет возможностьотносительно свободного использованияпроизведений с сохранением личных прав.

Следует отметить, что в историческом аспекте нормы о способах перехода произведений в общественное достояние не оставались неизменными. Статья 28 ФЗ «Об авторском праве» закрепляла, что произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, считаются перешедшими в общественное достояние. Соответственно, российское законодательство об авторском праве знало еще два случая перехода произведений в общественное достояние: это лишенные правовой охраны иностранные произведения и «старые» национальные произведения, которым никогда не предоставлялась правовая охрана.

Гражданский кодекс РСФСР предусматривал положение об объявлении решением Совета министров РСФСР произведения, в отношении которого истек срок авторского права, достоянием государства. При этом порядок и условия использования таких произведений устанавливались Советом министров РСФСР. За использование таких произведений в пользу государства производились соответствующие отчисления, называемые «культурным налогом»[220].

Несмотря на то что Всемирная конвенция не закрепляет термин общественное достояние, все же статья VII устанавливает, что Конвенция не распространяется на произведения или права на произведения, охрана которых к моменту вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся государстве, где предъявляется требование об охране, окончательно прекратилась или никогда не существовала. А это означало, что иностранные произведения не наделялись правовой охраной в другой стране–участнице Конвенции.

В свою очередь, и произведения советских авторов, ставшие общественным достоянием до 1973 года (год присоединения СССР к Конвенции) не обладали правовой охраной за границей. К примеру, книги Милна о Винне-Пухе не охранялись советским авторским правом, то есть сразу же по умолчанию были признаны в СССР общественным достоянием[221]. Точно так же в зарубежных странах не охранялись произведения Михаила Александровича Шолохова (1905 – 1984), такие как «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», опубликованные в СССР в 20–60-х годах прошлого века[222].

Бернская конвенция, к которой Россия была присоединена в 1995 году, содержала специальную оговорку, принятую Россией, согласно которой Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту вступления Конвенции в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. Страна не была заинтересована в предоставлении огромному числу неохраняемых «старых» произведений правовой охраны и осуществлении выплат за использование таких произведений.

Однако в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию 22 августа 2012 года[223] в российское законодательство были внесены существенные изменения. Так, в ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» появилась новая норма, согласно которой переход произведения в общественное достояние может быть только в связи с истечением срока действия авторского права на произведение. Таким образом, права иностранных произведений были восстановлены. Но до сих пор остался неясным вопрос о судьбе произведений, которым никогда не предоставлялась правовая охрана. В результате вопрос о порядке использования произведений таких авторов, как Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин и др., до сих пор остается спорным.

В юридической доктрине имеются различные точки зрения по поводу условий отнесения объектов авторского права к сфере общественного достояния. По мнению некоторых цивилистов, например В.А.

Дозорцева[224], А.П. Сергеева[225], к числу неохраняемых правом произведений необходимо отнести произведения, на которые истек установленный законом срок охраны и которые потому перешли в общественное достояние.

В.О. Калятин разделяет понимание общественного достояния в широком и узком смысле. К широкому подходу он относит все результаты интеллектуальной деятельности, в отношении которых не действуют исключительные права, какова бы причина этого ни была: результаты интеллектуальной деятельности, не охраняемые на территории соответствующей страны по территориальному принципу, неохраноспособность объекта, специальный закон или истечение срока действия исключительного права. В узком смысле режим общественного достояния включает только те объекты, в отношении которых исключительное право действовало, но прекратилось[226].

С первым подходом, предложенным В.О. Калятиным, согласиться нельзя, так как для российского законодательства переход произведения в общественное достояние связан непосредственно с истечением срока охраны авторских прав. К примеру, на результаты, не охраняемые авторским правом, не распространяются личные права авторов в отличие от произведений, перешедших в общественное достояние. Причем из анализа ст. 18 Бернской конвенции также следует, что переход произведения в общественное достояние связан непосредственно с истечением срока охраны авторских прав.

Установление срока охраны авторских прав является необходимой составляющей для предоставления доступа неопределенному кругу лиц к произведениям интеллектуальной деятельности и повышения уровня культуры широких масс пользователей. Как иллюстрирует судебная практика, сама по себе популярность произведений не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние. Основным условием перехода произведения в общественное достояние является истечение срока охраны авторских прав[227]. Как отметила Я.А. Ковалева, переход произведения в общественное достояние является объективным обстоятельством, наступающим по истечении предусмотренного законом срока действия исключительного права на произведение, и не может быть ускорен путем отказа правообладателя от принадлежащих ему прав[228].

Таким образом, переход произведения в общественное достояние неразрывно связан с истечением срока действия исключительных прав на произведение.

Так, Соглашение ТРИПС и Бернская конвенция предусматривают минимальный срок действия прав авторов, равный жизни автора и 50 годам после его смерти, но в целом срок охраны авторских прав, согласно ст. 7 Бернской конвенции, в каждой стране определяется национальным законодательством.

Срок действия исключительного права на протяжении истории становления российского авторского права не оставался неизменным. Характерно, что согласно Постановлению ЦИК СССР от 30.01.1925 «Об основах авторского права»общий срок охраны авторского права устанавливался в 25 лет со времени выхода произведения в свет. Издатели журналов, газет, энциклопедических словарей обладали авторским правом на эти издания в течение 10 лет с момента их публикации; срок авторского права на произведения хореографии, пантомимы, кинематографические сцены и киноленты устанавливался в десять лет, на фотографические произведения – три года, для собрания снимков – пять лет, то есть для разной категории произведений устанавливался разный срок охраны.

Согласно ГК РСФСР 1964 года предусматривался общий срок действия авторского права. Он устанавливался в течение жизни автора и 25 лет после его смерти, исчисляемых с 1 января года, следующего за годом смерти.

При этом Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик в ст. 137 предусматривали, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

В соответствии со ст. 1281 ГК РФ,исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Из анализа истории авторского права следует, что срок охраны произведений с принятием каждого нормативного акта увеличивался в целях защиты прав и законных интересов авторов произведений. Также необходимо отметить, что наличие срока охраны авторских прав является одним из способов, обеспечивающих урегулирование интересов авторов, иных правообладателей и пользователей. Вместе с тем увеличение срока способно привести к сокращению доступности произведений для неопределенного круга лиц, негативным образом сказаться на уровне развития культуры пользователей.

Характерно, что с принятием Закона об авторском праве 1993 года, а позже Гражданского кодекса РФ в 2006 году был продлен срок действия произведений, которые к моменту принятия данных актов должны были стать общественным достоянием. Так, согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"[229] в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 года, применяется общий срок охраны прав, который составляет 70 лет после смерти автора. Аналогичные положения содержатся в ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ»[230]. Таким образом, увеличились сроки для перехода произведений в общественное достояние, а на часть произведений после перехода в общественное достояние спустя некоторое время вновь были восстановлены права авторов[231]. Данный факт свидетельствует о том, что на сегодняшний день огромное количество произведений науки, литературы и искусства советского периода не может использоваться без разрешения правообладателей неограниченным кругом лиц. Вызывает неясность, для каких целей необходимо было продлевать сроки охраны таких шедевров советского искусства, как «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Любовь и голуби», которые могли попасть в режим общественного достояния в ближайшее время[232], в случае если в отношении произведений, изданных до 1991 года, применялись бы общие сроки охраны по нормам советского законодательства или были сокращены сроки охраны произведений.

Большой резонанс вызвал инцидент в Самаре в 2010 году, возникший по претензии Российского авторского общества к хору ветеранов Великой Отечественной войны, публично исполнявших песни военных лет, в том числе «Смуглянка», «От героев былых времен», «Лен, мой лен», на которые не истекли сроки охраны авторских прав[233]. Ветеранам было рекомендовано просить разрешения для исполнения данных песен у правообладателей или общества авторов.

На сегодняшний день предложения по сокращению срока охраны произведений вызывают немалую дискуссию. Так, интернет-сообществом неоднократно выдвигались предложения Правительству сократить срок действия авторских прав почти в три раза с целью обеспечения свободного доступа к объектам культурного наследия[234].

Прежде всего, увеличение срока охраны произведений не отвечает принципу разумности и экономической целесообразности. Так, согласно ст. 1283 ГК РФ, исключительное право переходит по наследству. Соответственно, распоряжаются доходами, получаемыми от использования исключительных прав после смерти автора, наследники. Срок охраны авторского права не влияет на развитие творчества и экономического благополучия автора после его смерти.К тому же, увеличение срока охраны произведений лишает автора стимула и интереса для создания новых произведений при жизни.

На основании изложенного считаем, что оптимальным для обеспечения интересов пользователей является подход по уменьшению срока охраны авторских прав на произведения. Установление сроков должно отвечать принципу разумности, быть экономически целесообразным и обеспечивать возможность использования произведений науки, литературы и искусства неограниченным кругом лиц. Кроме того, сроки должны устанавливаться с учетом специфики объектов авторского права. Для этого необходимо установить дифференцированный срок охраны для различных произведений.

Несмотря на то что программы для ЭВМ подпадают под правовую охрану как литературные произведения, они отличаются от остальных объектов авторского права. Главная их особенность состоит в том, что они не порождают визуальных или чувственно-эстетических восприятий для пользователей. Программа для ЭВМ – это инструмент, предназначенный для функционирования компьютера, а текст программы – это изложение в определенной последовательности определенных математических, логических операций. К тому же программам для ЭВМ свойственна быстрая сменяемость, они достаточно быстро устаревают и теряют свою актуальность. Как справедливо отмечают ряд цивилистов, «…такие распространенные программы как WINDOWS,WORD обновляются практически каждый год. В среднем компьютерные программы через 5-10 лет утрачивают свою практическую значимость»[235]. Кроме того, широкое распространение вычислительные машины получили в ХХвеке. И на большинство программ для ЭВМ, созданных для данных машин, на сегодняшний день не истек срок охраны. Однако многие из этих программ сегодня уже не используются, так как за это время сменилось уже не одно поколение ЭВМ. Поэтому полагаем, такой длительный срок охраны не оправдан для программы ЭВМ. В связи с чем предлагаем сократить срок охраны авторских прав на данный объект авторского права до 10 – 15 лет после смерти автора.

Что касается фотографических произведений, то установление длительного срока охраны по законодательству также не является обоснованным. К примеру, имеются фотографии, которые обладают исторической, научной, образовательной ценностью. Данные фотографии значимы не творческим вкладом автора, а интересом для общества. Большинство советских документальных фотографий невозможно использовать, так как срок действия авторских прав слишком велик или невозможно установить точную дату опубликования данных фотографий. И в случае, когда в права вступают наследники, нет возможности для использования данных произведений неопределенным кругом лиц. Так, в 1961 году фотокорреспондент Валерий Генде-Роте был допущен к съемкам возвращения из космоса Ю.А. Гагарина, где сделал ряд документальных фотографий. Когда в 2001 году к 40-летию первого полета человека в космос была выпущена почтовая марка, где использовалась фотография Ю.А.Гагарина, наследница фотокорреспондента подала в суд и выиграла дело[236]. В итоге историческая картина оказалась недоступна для пользователей. Кроме того, имеется великое множество фотографий, творческий труд при создании которых минимален. К примеру, фотографии на документы, фотографии одной и той же панорамы, сделанные туристами, и т.д. Бернская конвенция для фотографических произведений также предусматривает сокращенные сроки. Поэтому на основании приведенных доводов предлагаем для фотографических произведений установить минимальный срок охраны –25 лет со времени создания произведения.

Для остальных объектов авторского права предлагается сократить срок правовой охраны до 50 лет после смерти автора, так как это не противоречит положениям Бернской конвенции и не нарушает положений иных международных соглашений.

При рассмотрении проблемы перехода произведения в общественное достояние возникает вопрос о возможных случаях досрочного перехода произведения в общественное достояние. В российском законодательстве указывается лишь одно условие, при котором произведение может перейти в общественное достояние до истечения срока охраны. Согласно ст. 1283 ГК РФ, в случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается и произведение переходит в общественное достояние. Таким образом, законодательством допускается досрочный переход произведения в общественное достояние в случае, когда исключительное право на произведение входит в состав выморочного имущества.

На сегодняшний день других вариантов перехода произведений в общественное достояние по российскому законодательству не предусматривается. В свою очередь, в странах Запада вопрос«добровольного общественного достояния» и возможности отказа от авторских прав приобретает особую актуальность. К примеру, в США отказ от авторских прав – механизм, давно сформированный и тщательно отрегулированный[237].

В соответствии со ст. 1286.1 ГК РФ, предусматривается открытая лицензия на использование произведений науки, литературы и искусства. В научной литературе высказывается мнение о том, что свободную лицензию можно рассматривать как возможность перехода произведения в общественное достояние. Так, например, Е.А.Павлова считает, что нулевая лицензия является односторонним публичным отказом автора от своих интеллектуальных прав, влекущим переход произведения в режим общественного достояния[238]. Как отмечено И.А. Соболь, впервые открытые лицензии появились в конце 80-х годов ХХ века в рамках движения за свободное программное обеспечение Р. Столмена, а в начале 2000-х годов благодаря профессору Стэндвордского университета Л.Лессигу распространились и на произведения науки, литературы и искусства. На протяжении долгого времени исключалась возможность применения открытых лицензий в России, так как признавалась лишь письменная форма лицензионного договора[239].

Однако этот вариант скорее всего больше походит также к зарубежным странам, где открытые лицензии имеют большое распространение. Например, в Великобритании не только существует добровольный отказ от исключительных прав, но и имеется возможность отказа от личных «моральных» прав[240].

Учитывая имеющиеся дискуссии, тем не менее считаем, что открытая лицензия также не является способом перехода произведений в общественное достояние. В настоящее время в России не наблюдается полный отказ от исключительных авторских прав, а отказ от личных прав, согласно законодательству, ничтожен. Как гласит ст. 9 ГК РФ, отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав. Однако в отношении некоторых специфичных объектов авторского права, таких как, например, программа для ЭВМ, которая представляет собой программный продукт, предназначенный для определенных целей, и которая может функционировать только при наличии специального устройства, возможно введение добровольного отказа от авторских прав как случай перехода произведения в режим общественного достояния. В связи с этим в п.2 ст. 1228 ГК РФ предлагается ввести изменения и изложить его в следующей редакции: «Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен, за исключением случаев, установленных настоящим кодексом».

Нередко в юридической науке рассматривается вопрос о правовом режиме перешедшего в общественное достояние произведения. Как отметила О.Луткова, «смысл общих рассуждений представителей государств сводится к тому, что, перейдя в общественное достояние, произведение не становится собственностью государства, но может быть использовано (воспроизведено), доведено до всеобщего сведения любым участником частноправовых отношений любыми законными способами, подвергнуто обработке»[241].

Государство в данном случае выступает и как участник общественных отношений, и как представитель публичной власти. В свою очередь, национальное законодательство каждой страны самостоятельно решает вопрос об использовании произведений, перешедших в общественное достояние безвозмездно либо с установлением определенных сборов. К примеру, ст. 28 Закона об авторском праве 1993 года устанавливала случаи выплаты специальных отчислений в профессиональные фонды авторов за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние.

Современное российское законодательство об авторском праве устанавливает безвозмездное использование произведений, перешедших в общественное достояние. В подтверждение этому решением Верховного суда РФ[242] признан неправомерным раздел II «Порядок применения ставок авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений» Положения о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений[243]. Основанием явилось то, что нормы данного акта ограничивали права пользователей на использование произведений, перешедших в общественное достояние, и устанавливали обязанность уплатить вознаграждение за исполнение таких произведений наряду с произведениями, на которые распространяются нормы авторского права. Соответственно, использование произведения, перешедшего в общественное достояние, предусматривалось платным, что противоречило нормам п.2 ст. 1282 ГК РФ.

Произведения, которые не имеют авторов, также могут находиться в режиме общественного достояния. Вопросы использования «произведений -сирот» отражены в ДирективеЕС 2012/28/ЕС от 25 октября 2012 г. «О некоторых случаях использования "произведений-сирот"», которая вступила в силу 28 октября 2012 г.[244]Согласно ст. 2 Директивы, произведение признается сиротским, если ни один правообладатель на данное произведение не установлен или не может быть обнаружен, несмотря на проведение должного поиска правообладателя. В связи с указанным тщательный поиск правообладателя является неотъемлемым условием для признания произведения сиротским. Кроме того, исходя из ст.1 Директива применяется только к определенным произведениям (газеты, журналы, книги, фонограммы), экземпляры которых находятся в специальных организациях (музеи, архивы, библиотеки). Также данный акт предусматривает выплату вознаграждения правообладателю, если он найдется, и возможность прекращения нахождения объекта в статусе сиротского произведения.

Объем таких произведений среди других объектов авторского права значительно высок. Как отметил С.Дюсолье, подобные произведения занимают «серые зоны» между областью охраны авторских прав и областью общественного достояния. «Отсутствие идентифицирующей информации об авторе не позволяет точно определить место для "произведений-сирот" как в охраняемых, так и неохраняемых областях»[245]. К примеру, согласно оценке, проведенной одной из британских библиотек, 40% всех печатных произведений отнесены к числу «произведений-сирот». В частности, это фотографии времен Первой и Второй мировой войны[246]. Выявление подобных произведений характерно и в Российской Федерации, так как такие произведения имеют большое значение в культурной жизни страны. Однако на сегодняшний день проблемы произведений-сирот в российском законодательстве не урегулированы.

В частности, решение проблемы по использованию произведений-сирот в российском праве могут быть частично устранены организациями по коллективному управлению правами, которые функционируют не только на основании заключенных с правообладателями договоров, но и на основе государственной аккредитации, предусмотренной ст. 1244 ГК РФ, позволяющей им управлять правами лиц, с которыми не было заключено соглашение.

2. Предоставление правовой охраны по территориальному признаку.Авторские права на произведения науки, литературы и искусства, как и в целом, интеллектуальные права, охраняются по территориальному признаку. Согласно ст. 1231 ГК РФ, на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и Гражданским кодексом. Так, на основании Постановления Суда по интеллектуальным правам[247], на территории Российской Федерации подлежат правовой охране результаты интеллектуальной деятельности, созданные на территории других государств, в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации.

Охрана, предоставляемая в определенном государстве автору произведений науки, литературы и искусства, осуществляется только нормами этого государства.В частности, согласно ст. 1231 ГК РФ, при признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в соответствии с международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются Гражданским кодексом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Таким образом, каждое государство самостоятельно определяет основания возникновения, объем и прекращение прав авторов, при этом не допускается отсылка к иностранному праву.

Этим отличается право интеллектуальной собственности от иных гражданских прав. Приобретенные на территории одного государства авторские права не получают признания на территории другого государства. Авторские права действуют в пределах только своего государства. В связи с этим территориально-ограниченный характер действия интеллектуальных прав исключает коллизионный вопрос: если права на такие объекты, возникающие за рубежом, в других странах не признаются, то не возникает и коллизий права, нет потребности в коллизионных нормах[248].

Таким образом, авторские права имеют территориальный принцип охраны. Согласно ст. 5(2) Бернской конвенции, объем охраны, равно как и средства защиты, предоставляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. Соответственно, это обусловливает еще один вид относительно свободного использования произведений иностранных авторов с сохранением при этом личных прав.

В соответствии с международными договорами предусматривается обеспечение взаимной охраны интеллектуальных прав на территории каждой из договаривающихся стран. Так, ст. 1 Бернской конвенции гласит: «Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения». Необходимо отметить, что Бернская конвенция до сих пор остается самым значимым международным соглашением в области авторского права. Ее основным принципом является соблюдение национального режима, при котором предоставляется правовая охрана произведениям.

Иными словами, если Российская Федерация и определенное иностранное государство не сотрудничают в области авторского права на основании заключенного международного договора, произведения данного государства используются в Российской Федерации свободно, без разрешения правообладателя. Как справедливо отметил С.Дюсолье, «произведение может по-прежнему защищаться авторским правом в одной стране, но рассматриваться как относящееся к общественному достоянию – в другой»[249].

Однако, в связи с тем что российское законодательство придерживается принципа неотчуждаемости личных авторских прав, свободное использование личных прав автора иностранного произведения также является недопустимым. Проблемным вопросом при этом является отсутствие взаимности между государствами в отношении соблюдения личных авторских прав, так как законодательство России предполагает соблюдение личных авторских прав даже в случае отсутствия международного договора. Таким образом, если внутреннее законодательство иностранного государства не предусматривает правовую охрану личных неимущественных прав, личные права российского автора не будут соблюдены.

3. Самоограничение авторских прав. Еще одним основанием возникновения свободного использования произведений с сохранением личных прав является норма п. 5 ст. 1233 ГК РФ, которая впервые введена в действие в 12.03.2014 Федеральным законом № 35-ФЗ. Согласно данным нормам, правообладатель может сделать публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведения науки, литературы или искусства на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока. В течение указанного срока любое лицо вправе использовать данное произведение на определенных правообладателем условиях. При этом не исключается возможность предоставления пользователям всей совокупности исключительных прав. Подобное заявление делается путем размещения в сети Интернет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти. Размещение заявления не предусматривает заключение договора для предоставления права использования произведения правообладателя и представляет собой «своеобразное самоограничение своих прав правообладателем»[250].

Этот способ распоряжения исключительными правами схож с открытыми лицензиями. Отличительным является то, что подобное заявление может быть сделано в том числе и правообладателем, а не только автором произведения. Важно и то, что возможностью безвозмездного использования предоставленного произведения обладает неопределенный круг. Таким образом, в данном случае также устанавливается относительно свободное использование произведений в интересах неопределенного круга лиц.

Обращает на себя внимание и срок, в течение которого предоставляется возможность использовать произведение. По общим правилам он устанавливается правообладателем, а при отсутствии указания срока, согласно п. 5 ст. 1233 ГК РФ, составляет пять лет, что также способствует расширенному использованию произведения авторского права. Характерно, что законодательством установлено, что в течение срока действия заявление не может быть отозвано.

Таким образом, данный случай представляет собой самоограничение авторских прав, является дополнительным способом распоряжения исключительным правом, подразумевает предоставление автором или правообладателем неограниченному кругу лиц возможности свободного использования произведения в очерченных самим правообладателем пределах. Данное заявление выражает волеизъявление автора, направленное на самоограничение исключительных прав. В данном случае у пользователя не возникает сомнений по поводу правомерности использования произведения.

Такое заявление может быть сделано в отношении любого произведения, в частности и размещенного в сети Интернет. Как справедливо отметила Я.А.Ковалева, указанное заявление направлено на расширение пределов свободного правомерного использования результатов интеллектуальной деятельности именно в сети Интернет[251].

Характерно, что, согласно ст. 1233 ГК РФ, при отсутствии в заявлении правообладателя указания на территорию считается, что это территория Российской Федерации.Подобная особенность такого самоограничения в установлении территории действия заявления свидетельствует о несоответствии функционированию Интернета, так как глобальная сеть подразумевает возможность использования за пределами территории конкретного государства.

Итак, в качестве особенностей самоограничения авторских прав можно выделить:

–упрощенную модель реализации в отличие от договорных отношений, в частности не нужно соблюдать форму, регистрацию и иные формальности, предъявляемые к договорам;

–четко обозначено, что правообладатель сам очерчивает круг полномочий по использованию произведений, соответственно выход за рамки дозволенного предусматривает наложение ответственности;

–указанное использование произведения носит безвозмездный, свободный характер, что делает его доступным для абсолютно любого заинтересованного лица;

–данное использование распространяется на неопределенный круг пользователей и устанавливается автором илииным правообладателем, что также говорит о доступности для широкой публики;

–не допускается при наличии лицензионного договора, так как противоречило бы природе лицензионного договора;

–устанавливается на достаточно длительный срок (5 лет) при отсутствии срока, указанного заявителем и осуществляется на территории всей Российской Федерации;

–устанавливается невозможность отзыва заявления в период его действия.

Однако при реализации данной нормы имеются определенные трудности, связанные с размещением заявления. В ст. 1233 ГК РФ уточняется, что федеральный орган исполнительной власти, ответственный за размещение таких заявлений, а также порядок и условия размещения определяются Правительством РФ. Но на сегодняшний день данная норма статьи не реализована. Предполагается, что правообладателю придется оплачивать государственную пошлину и руководствоваться определенными правилами размещения, а пользователям, в свою очередь, необходимо будет каждый раз обращаться в реестр сайта для поиска интересующего произведения. В связи с тем, что на сегодняшний день нет практики применения данной нормы, вызывает большие сомнения актуальность использования права на самоограничение, так как пользователь, привыкший использовать сайты, находящиеся в открытом доступе, вряд ли будет искать необходимое произведение в реестре.

И все-таки данный способ распоряжения исключительным правом имеет большой практический смысл, предоставляет больше возможностей для увеличения творческого потенциала общества, приобщения к миру науки, литературы и искусства. Введением данного случая распоряжения правом законодатель расширил количество ограничений авторских прав, что положительным образом сказывается на соблюдении интересов авторов и пользователей, выводит произведения из абсолютной монополии автора и делает доступными для широкого круга лиц.

4.Переход в режим относительно свободного использования произведений в порядке наследования.По общему правилу, согласно ст. 1110 ГК РФ, при наследовании умершего наследственная масса переходит к наследнику как единое целое. Согласно ст. 1283 ГК РФ, исключительное право на произведение переходит по наследству. Переход исключительных прав по наследству обусловлен спецификой имущественных прав на охраняемые произведения. На передачу исключительных прав по наследству оказывают влияние объем правомочий, срок действия исключительных прав, имеющиеся ограничения прав по закону и т.д.

Характерно, что права могут переходить по наследству от автора или иного правообладателя произведения, причем в том же объеме, которым обладал наследодатель. К авторскому праву применяются общие нормы о наследовании, в частности предусмотренные гражданским законодательством. Наследование исключительных прав возможно также по завещанию, согласно которому правообладатель может сам определять порядок наследования и самих наследников. Наследование по закону исключительных прав определяется очередностью наследников, предусмотренной ст.ст. 1142–1145 и 1148 ГК РФ.

В рамках данной нормы исключительные права переходят после смерти наследодателя к наследнику. Необходимо отметить, что, как и в случае с переходом произведения в общественное достояние, речь идет только об имущественных правах, так как личные неимущественные права неразрывно связаны с самим автором, и переход их по наследству в силу закона не допускается. Согласно ст. 1112 ГК РФ, не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

В отношении перехода по наследству иных прав Пленум Верховного суда РФ[252] дал свои разъяснения, согласно которым в состав наследства входят также иные интеллектуальные права, в частности: право следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей литературных и музыкальных произведений (переходит на срок действия исключительного права); право на вознаграждение за служебные произведения, причитающееся работнику – автору произведения; также в состав наследства входят обязательственные права, возникшие у наследодателей из договоров. В свою очередь, согласно ст. 1293 ГК РФ, право следования также переходит по наследству на срок действия исключительного права на произведение.

Дискуссионным является вопрос о переходе по наследству некоторых личных прав. По мнению Э.П. Гаврилова, несмотря на то что право на обнародование и право на неприкосновенность произведений относятся к личным правам, «целесообразно признать, что указанные личные неимущественные права включают имущественный элемент и потому переходят по наследству»[253]. Так, согласно п.3 ст. 1268 ГК РФ, произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение. В соответствии с п. 2 ст. 1266 ГК РФ, после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе вносить в него определенные изменения. Эти факты свидетельствуют о том, что право на обнародование и право на неприкосновенность, хотя и не полностью, а частично, переходят по наследству.

Кроме того, согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если наследники по закону и по завещанию отсутствуют, либо никто из наследников не хочет принимать наследство, наследство признается выморочным. Что же касается объектов авторского права, согласно ст. 1283 ГК РФ, подобные объекты не являются выморочными, а переходят в общественное достояние и используются обществом свободно.

Поскольку в рамках данной работы речь идет о предоставлении свободного использования произведений неопределенному кругу лиц, полагаем, что в случаях, когда наследодатель не имеет наследников, и в случае, когда наследодатель по завещанию может передать свое произведение неограниченному кругу пользователей, устанавливается относительно свободное использование произведения.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что свободное использование произведений не сводится лишь к тем ограничениям, которые в исчерпывающем виде установлены в ст.ст. 1273–1280 ГК РФ. Выделение таких видов использования, как переход произведения в общественное достояние, предоставление правовой охраны по территориальному признаку, самоограничение авторских прав, переход произведения по наследству, позволяет выделить относительно свободное использование исключительных прав с возможностью осуществления совокупности исключительных прав. Во всех этих случаях произведение используется свободно, без разрешения автора, но с соблюдением личных неимущественных прав авторов. Данная классификация демонстрирует возможность использования произведения пользователями, ограничения монополии авторов, расширения возможностей для свободного обмена информацией и повышения уровня культуры граждан.

<< | >>
Источник: Абдуллазянова Алина Масхутовна. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СВОБОДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань - 2017. 2017

Скачать оригинал источника

Еще по теме 3.1.Относительно свободное использование произведений с возможностью осуществления совокупности исключительных прав:

  1. Тема 7. Публицистический стиль
  2. Ответственность сторон в отношениях расчетов с использованием банковских карт.
  3. Предоставление информации акционерам в индивидуальном порядке.
  4. §2.1. Природа прав акционеров.
  5. Введение
  6. 1.1.Общая характеристика и классификация видов свободного использования произведений
  7. 1.2. Понятие и виды гражданско-правовых средств свободного использования произведений
  8. 1.3. Гражданско-правовые средства обеспечения прав авторов и иных правообладателей при свободном использовании произведений
  9. 3.1.Относительно свободное использование произведений с возможностью осуществления совокупности исключительных прав
  10. 3.3.Ограничения исключительных авторских прав в целях личного использования
  11. ПРИЛОЖЕНИЯ
  12. § 2. Общеотраслевые презумпции в административной деятельности милиции
  13. Понятие и применение особых административно-правовых режимов осуществления экономической деятельности
  14. Становление института свободных экономических зон в России и за рубежом
  15. § 2. Понятие и правовая природа незаключённости гражданско-правового договора
  16. Введение
- Авторское право России - Аграрное право РФ - Адвокатура РФ - Административное право РФ - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс РФ - Гражданское право РФ - Договорное право РФ - Избирательное право РФ - Информационное право РФ - Исполнительное производство России - История государства и права РФ - Конкурсное право РФ - Конституционное право РФ - Корпоративное право РФ - Муниципальное право РФ - Право социального обеспечения России - Правоведение РФ - Правоохранительные органы РФ - Предпринимательское право России - Семейное право России - Таможенное право России - Теория государства и права РФ - Трудовое право РФ - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право РФ - Уголовный процесс России - Экологическое право России -