<<
>>

Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою дея­тельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах раз­вития человеческой цивилизации. С идеями правового государства связыва­лись поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функцио­нирование общества той эпохи.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государствен­ности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того време­ни Н. Макиавелли и Ж. Боден. Цель государства Макиавелли видел в воз­можности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпо­чтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей ме­ре отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить человеку права и свобо­ды.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепций правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.

Так, Гроций цепью государства считал охрану частной собственности по­средством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому че­ловеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действитель­ные права и свободы человека.

Гоббс в своих научных трудах обосновывал необходимость формального ра­венства перед законом, незыблемость договоров. Он отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения соб­ственности, а также использует общественные силы для исполнения этих за­конов, защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует за­кон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Основной идеей в учении Монтескье о правовом государстве стала теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, со­средоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравно­вешивающих друг друга. В последующем эта идея нашла практическое во­площение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.

Дидро правовые начала государственной власти обосновывает ее суверенно­стью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который прида­ет обществу организованную политическую форму.

Джефферсон, автор "Декларации независимости Соединенных Штатов Аме­рики", практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиций теории общественного договора и естественных не­отчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории право­вого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Философская концепция правового государства по Канту оказывает значи-

тельное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и прак­тику государственно-правового строительства цивилизованного общества. Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его функцио­нальных философских представлений о мироздании, важной частью которого является философия права.

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принуди­тельная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Глав­ное - это четкая социальная и правовая направленность государственной дея­тельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и пра­во исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления дик­татуры пролетариата. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законо­дательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отно­шениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно может отра­зить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.

Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства: "Свобода состоит в том, чтобы превратить государ­ство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Иеринга, Еллинека, Дюги, Ориу, Паунда, Спенсера и др. оттачивала элементы тео­рии правового государства с позиций своего времени. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской полити­ко-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феода­лизма.

Теоретическую завершенность русская концепция правового государства по­лучила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н.М.

Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцев а, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеновича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бер­дяева и др. Их государственно-правовые воззрения - предмет изучения исто­рии политических и правовых учений.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных и субъ­ективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключе­ны из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не вос­принимала идею правового государства, считая ее буржуазной. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта и теории и практики правовой государственности породила серьезные социально­экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в совре­менных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

11.2

<< | >>
Источник: Братановский С.Н.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Еще по теме Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли:

  1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
  2. 12.Философская мысль эпохи Просвещения.
  3. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли
  4. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая)
  5. § 2. Правовая природа организации управления акционерным обществом
  6. 34. Политические и правовые идеи «федералистов» в США.
  7. § 1. Конституционные основы финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. § 1. Феномен конституционализма в истории политико-правовых учений: сущность и содержание
  10. § 2. Современные дискуссии о происхождении российского конституционализма: методологический анализ
- Авторское право России - Аграрное право РФ - Адвокатура РФ - Административное право РФ - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс РФ - Гражданское право РФ - Договорное право РФ - Избирательное право РФ - Информационное право РФ - Исполнительное производство России - История государства и права РФ - Конкурсное право РФ - Конституционное право РФ - Корпоративное право РФ - Муниципальное право РФ - Право социального обеспечения России - Правоведение РФ - Правоохранительные органы РФ - Предпринимательское право России - Семейное право России - Таможенное право России - Теория государства и права РФ - Трудовое право РФ - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право РФ - Уголовный процесс России - Экологическое право России -