<<
>>

Лекция 12 Теория права. Происхождение, понятие и сущность права

12.1 Происхождение права

Право как особая система юридических норм и связанны!* с ними правовые отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство.

Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако сншесгеног и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества греTнег определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальны!* благ. Она достигается с помощью социальных норм. В rеребTргнбс обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальны* слоев и групп с различными, зачастую кесбвrадаощиси, интересами, правел в тому, что родовые обычаи уже не могли вытол^^ роль универсального регулятора. Качественно новы!] сбцuuпькб-эеокбсиеесеuе условия требовали новых общеобязательны!* норм, нcгакоипеккPIX (или санецибнирбеанкрх) и охраняемые государством.

Возникновение права, вав и государства, занимало целые эпохи, испргреалб различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Тав, есгесгееккбй для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месбасерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало ебзершекио племенные обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством.

Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, єоп^ютиєшиєся в древних агрокалендарях, нсиакавпuеаощи* для всех цикличность проведения сельскохозяйственные и ирригационные работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевы!] работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получали столь явного "огосударствления".

Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и бсеящаесре религией, и охраняемые государством (оТы^ное право или правовой обычай). Среди них все большее

значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы XII таблиц, «варварские правды»).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному долу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все болое прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

12.2 Понятие и признаки права

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства;

2) общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение;

3) формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму - законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы;

4) непорсжнифицпрованнжпть, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему рстапостеппыо или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

Надо отметить, что в современной юридической науко сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (ого иногда называют поавствоппет).

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, ого формальной определениости и обеспеченности государствоппет принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, даот точные критерии том, кто применяет право, - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный жо момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создаот, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает но от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать но в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вно регулируемых ою общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается но как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как пооте, фактически применяемые на практико.

Данный подход но даот чотких ориентиров для правоприменителей и таит в собо опасность произвола, "сольного" обращения с законами. Он применим, гтавпет образом, в законотворчество и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практико, какие пооте применяются, а какие - нот.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на остостсоппо-поасовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободо - извечные идеалы человечества.

Если нормативные установления государства но соответствуют идеям свободы и справедливости, то они но являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Данный подход даот ориентиры для законодателя, который при создании повео норм должен основываться на такой высокой идоо о справедливости и свободо. Однако для правоприменителей обязательны пооте закона, а но права.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Назначение права. Современная юридическая наука формулирует два главных подхода к назначению права. Первый подход исходит из того, что назначение права выражать интересы господствующего класса, воплощать волю экономически господствующего класса в законы, служить средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Такой подход к назначению права, его роли в обществе исповедует марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Другой подход трактует право и его назначение как средство компромисса, снятия противоречий в обществе. Быть средством управления делами в обществе - вот назначение права. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с применением принуждения, но на первый план в правовом решении проблем должны выдвигаться не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны - оно выступает инструментом политического господства, а с другой - является инструментом общепжциальноаж регулирования, средством установления порядка в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод, что главное назначение права - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и груші общества путом достижения согласия и компромисса.

Функции права. Под функциями права понимают главным образом социальное назначение права и вытекающие из этого назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права - регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в общество.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Информационная функция позволяет информировать людей о -требованиях, которые предъявляются государс-гвом к rбеедекио личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общесгеcккб полезные' или, напротив, противоречит интересам общества.

На протяжении всей истории существования права тав и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явленте. Даже в русском языке слово "право" используется в разных значениях: "правило поведеная", "правда", "спраеедпиебсгь" и т.п.

Тем не секcc можно вышели™ два основных подхода к определению понятия права: один из них, условно говоря, узкий, а другой - широкий. С позиции первого подхода, право обычно определяется как "сбебеупкбсгь общеобязательные норм, устакбепcккрх или саккциокирбеаккрх государством"; второй подход основан на включении в понятие права трех эпесcкгбе - правосознание, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются кбрсагиекрс воплощением доминирующих в обществе правовые идей. В тоже время эти нормы остаются в области благих пожеланий, пока они не реализуются в конкретные бTщcетвcккрх отношениях (правоотношениях). С позиции разных правовые школ, роль этих трех элементов определяется по - разному. В так казреаcсрх, идеологических школах права (психологическая теория, гcбПбкuеесеая теория и т.п.) главное место отводится правосознанию, в кбрсагиеисгсеих школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории акцент делают на правоотношениях.

Теологическая теория права. В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов и их "пбсuзаккикбе" - правителей государств. (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело в почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших ббжествcккбc происхождение права и законов. Наиболее пбспcдбеатепькрс их выражением является учение срcдкевcебвбгб теолога Фомы Аееиксебгб.

Религиозное понимание сущности права вав творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

С середины! XVII века теологическое направление начинает уступать первенство гусанистиеcсвuс и свcтсвис теориям.

К ним относится, прежде всего, теория естественного права. Ее основатель Гуго Гроций утверждал, что, наряду с изменчивые положительные (позитивные) правом, создаваемые волей Бога или людей (гбсударстебс), существует кcизсcккбc cстcствеккбc право, т.е. то, "что согласно с природой общества разумных существ". Оно нт обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Эта теория сыграла огромную роль в

освобождении поасопопимапия от религиозных догм. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей XVIII века - Ж.-Ж. Руссо. Ш.-Л. Монтескье, М.Ф. Вольтера и др., русских просветителей Радищева, Десницкого.

Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя его и трудно обнаружить в реальной истории чоловечества.

В конце XVIII - начале XIX века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда "национально" и в разные эпохи имеет различное содержание.

Во второй половино XIX века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская юриспруденция в начале XX вока нашла свое продолжение в современном нормативизме, "чистой теории права" Г. Кельзона. Он видел все право в виде "лестницы норм", на вершине которой стоит "основная норма", а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. "Основная норма" не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

Во второй половино XIX века сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, ото но ость само право. Гораздо важное то право, которое складывается в •жозно. Это "живоо право" противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов "праву в книгах". Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Ловеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как сродство социального контроля. Ряд американских сторонников концепции "права, созданного судом” считают правом лишь то нормы, которые применены или созданы судом (К. Ловоллин).

Психологическая школа права, созданная в начало XIX вока русским профессором Л.И. Потражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По ого мнению, наряду с "официальным правом", установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, - переживание своего долга пород другими ("императивность") и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других ("атрибутивность").

В современной российской теории права получил развитие понимание сущности права как моры свободы ("либертарная теория" - B.C. Нерсесян^ либо справедливости ("этическая" концепция - Р.З Лившиц), возникающей в общество ощо "до закона", до создания норм позитивного права. Т.о. право и закон здесь четко разведены.

Современное понимание права как моры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, средневековью, и молодому капитализму XVII - XIX вв., и тоталитарно-коммунистическим режимам XX вока.

Воплощение идеалов свободы и справедливости - цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин - свое поведение.

Том но меноо, общепризнанными считаются следующие признаки права: это нормативность, формальная определенность, общеобязательность.

Общим также является то, что право опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция - авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как сродство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о право, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очородь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в право присутствует, но имеет второстепенное значонио, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

Сущность права. По этому вопросу существует также несколько точок зрения. С позиции марксизма сущность права в ого классовости. Всякое право выражает интересы господствующего класса, на втором плане в право находятся жбшепжциаLПьныо интересы, подчиненные классовым. Либеральный подход к сущности права в понимании, что оно закрепляет социальное согласие

и иыражатт идти справедливости. Исходя из такого подхода, получившего шаровое распространение среди российских правоведов, "право - это нормативно закрепленная и реализованная справедливость".

Следует также иметь в виду, что в юридической науке понятие "право" используется и в следующих двух значениях:

а) объективное право, или право в объективном смысла. Право вав совокупность общеобязательных правил поведения, выраженны!* в системе юртдачасках норм, представляет собой субъективное право;

б) субъективное право, тли право в субъективном смысле. Субъективное право или, иначе говоря "право субъекта", - эио право, принадлежащее конкретному лицу (например, право собсиванности на опрадаланную вещь).

Литература [3, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23].

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные источники и факторы, лежавшие в основе формирования права.

2. Псрсчислата основные празнака права.

3. Опртделата главное назначение права в общества.

4. Назовите двт основные функции права.

5. Что вкладываатся в понятие "жавот право"?

6. Раскройте содержание понятия "право в объективном смысла".

<< | >>
Источник: Ахмеджанова Г. Б., Олжабаев Б. X.. Теория государства и права (курс лекций): учебно-методическое пособие / сост.: Г. Б. Ахмеджанова, Б. X. Олжабаев. - Павлодар: Кереку,2010. - 170 с.. 2010

Еще по теме Лекция 12 Теория права. Происхождение, понятие и сущность права:

  1. Лекция 14. Кредитные и расчетные обязательства
  2. Лекция 24. Патентное право
  3. Тема 7. Публицистический стиль
  4. Лекция 12 Теория права. Происхождение, понятие и сущность права
  5. Содержание
  6. ЛЕНИН И СТАЛИН О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ 1
  7. БИБЛИОГРАФИЯ
  8. Библиографический список использованных материалов и литературы
  9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников
  10. § 2. Понятие и сущность обеспечения гражданского иска потерпевшего
  11. СПИСОК ВИКОРИСТАНИХ ДЖЕРЕЛ
  12. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  15. ЛИТЕРАТУРА
  16. Список использованной литературы.
  17. Список литературы
  18. § 1. Пациент как субъект здравоохранительных правоотношений и его правовой статус
  19. § 4. Права и свободы пациента как объект уголовно-правовой охраны