<<
>>

Заслуги Мартина Бехайма и ответы на вопросы, связанные с Бразилией

Перечеркнув имена Пинсона и Лепе, в качестве первооткрывателей Бразилии, португальцы заявляют, что в период между 1490-1495 гг. на этих берегах уже побывали португальский мореплаватель Дуарти Пашеку Пирейра и состоявший на португальской службе немецкий ученый Мартин Бехайм, но во избежание широкой огласки, это открытие держалось под строжайшим секретом.

Несмотря на множество аргу­ментов в поддержку этой версии, доказать это так и не удалось.

Многие ученые утверждают, что немецкий географ Мартин Бехайм (1459-1507), принимал участие в одной из экспедиций к берегам Южной Америки. Но существует и другая точка зрения, основывающаяся на отзывах ученых, коллег Мартина Бехайма, среди которых он никогда не имел большого авторитета, скорее наоборот. Таким же образом, в морских делах, он никогда не воспринимался как профессиональный навигатор. В то время, в созданной принцем Энрике в городе Сагриш школе навигаторов преподавали исследователи берегов Африки, опытнейшие морехо­

ды, капитаны, лоцманы, штурманы и навигаторы. По некоторым данным, Бехайм в 90-х годах XV века поселился на Азорских островах, и до сих пор неизвестно, чем он там занимался. Другие историки считают, что в этот период немецкий ученый участвовал в секретных португальских трансатлантических экспедициях, и, скорее всего, побывал на берегах как Южной, так и Северной Америки.

При этом историки исходят из предположения, что если Бехайм действительно пересек Атлантический океан, то он определенно мог достичь берегов обоих материков. Опираясь на подобные сомнительные осно­вания, ими выдвигается предположение о том, что еще до 1498 года им было обследовано все американское побережье, от полуострова Флорида до Бразилии. На португальских кораблях с анонимными капитанами Бехайм исследовал побережье Южной Америки и пере­дал необходимые сведения Кабралу для предстоящего «открытия» Бразилии.

[5]

Мартин Бехайм (1459-1507)

Однако, если Мартин Бехайм, хотя бы однажды побывал в Южной Америке или на близлежащих к ней островах, тогда он обязательно отметил бы это территории на своем, самом древнем, дошедшим до наших дней глобусе, изготовленном в 1492 году в Нюрнберге. Кроме того, следовало ожидать, что после

отхода от путешествий, то есть, уже, будучи независи­мым, Мартин Бехайм напишет заметки об этих землях. Но прежде этого, составил бы карты с контурами берегов Нового Света, столь необходимые мореходам. Бехайму было известно, что карты неизвестных или недавно открытых земель в то время продавались по самым высоким ценам.

Глобус сделанная Мартином Бехаймом (1492)

«На глобусе ученого нет ни одного признака существования Южного материка в западной части Атлантики». [6]Таким образом, ввиду отсутствия истори­ческих документов, факт пребывания Бехайма в Америке в 90-х годах XV века остается не доказанным.

Некоторые специалисты указывают, что в картах, составленных в 1440 году, еще при жизни принца Энрике (Генрих) мореплавателя, косвенным образом сообщается о достижении одним из португальских ко­раблей берегов Бразилии, территории современного штата Пернамбуку. К сожалению, не осталось ни одного документа, подтверждающего это сенсационное событие, поскольку все сведения об организации морских экспедиций в ту эпоху в Лиссабоне хранились в секрете. Ведь у Португалии в Европе были сильные соперники в лице таких мощных морских держав как Венеция и Арагонское королевство, снаряжавшие экспедиции для исследований неизвестных земель по ту сторону Атлантики.

Глобус Мартина Бехайма в раскрытом виде

Андреа Бианко сочинил весьма неразборчивую легенду и составил карту с изображениями большой территории.

По мнению Юлы Олдема (1894) Бразилия была открыта португальцами еще до 1448 года. Читая легенду, он находит в ней строки «находится в 1500

милях западнее какого-то острова» Олдем понял так, что разговор идет о Бразилии, находящейся в 1520 милях западнее Зеленого мыса. Известный португаль­ский ученый Баталья-Рейш активно защищал точку зрения Олдема, однако в обществе она не нашла широ­кого отклика. [7]

Такое предположение выглядит несерьезно. Ведь если бы в то время португальским мореходам удалось достигнуть берегов Бразилии, то ничего уже не помешало бы им присвоить эти земли. Скрывать такой факт не имело смысла. Также нереально звучит мысль о том, что Португалия опасалась соперничества соседских стран. Кастилия была занята реконкистой, Венеция, для установления своей гегемонии, в Средиземном море воевала с генуэзскими и арабскими морскими разбойни­ками, Османская империя конфликтовала с Византией, Франция и Англия погрязли в войне, продолжавшейся уже более 100 лет. Тогда кого опасалась Португалия? Никого! Просто, вопреки гипотезе Юлы Олдема, португальские мореплаватели в то время еще не достигли, ни Бразилии, и никаких других, близких к ней берегов.

Однако, это не говорит, что ими из-за пассивности не организовывались трансатлантические экспедиции.

Естественнонаучные и технические предпосылки к снаряжению и осуществлению далеких морских экс­педиций были налицо: постепенное усвоение учеными и практиками учения о шарообразности Земли; неуклонное совершенствование картографического искусства; появле­ние каравеллы - морского корабля нового типа с такой системой парусов, которая обеспечивала возможность разнообразных маневров в открытом океане и позволяла плыть в бейдевинд - под острым углом к ветру (факти­чески - почти против ветра); изобретение и внедрение в навигационную практику компаса и других приборов. [8]

На протяжении 45 лет занимавшиеся морской экс­пансией португальцы, исследовали и присоединили к землям португальского королевства все острова вбли­зи Пиренейского полуострова и северо-западных бере­гов Африки.

В 1419 году корабли двух португальских дворян: Жуана Гонсалвиша Зарку и Триштана Ваш Тейшера, посланные к мысу Бохадор, попадают в силь­ный шторм, отнесший их далеко на Запад. В резуль­тате, они встречают на своем пути, заросший густым

лесом остров, и закладывают основу для открытия Мадейры. По приказу принца Энрике Мореплавателя (1394-1460), сына короля Португалии Жуана I, на запад посылается экспедиция (1427-1432) под командованием Гонсалу Велью Кабрала, открывшая Азерские острова. В 1456 году венецианцем Алвизе (Луиджи) да Кадамос- то и генуэзцем Антонио Узодимаре обнаруживаются острова Кобо Верде (Зеленый Мыс).

В общем, португальские мореплаватели - Жал Иониш (1435), Афонсо Гонсалвиш Балдая (1436), Антан Гонсалвиш и Нуну Триштан (1441), Лансароти Писанья (1444-1445), Диниш Диаш (1445), Алвару Фернандиш (1446), Айриш Тинаку (1447), Диогу Гомиш (1456), Алвизе да Кадамосто и Антонио Узодимаре (1456), генуэзец Антонио Ноли (1460), Диогу Афонсо (1462), Перу де Синтра (1461 -1462), Фернан Гомиш (1469), Суейру да Кошта (1470), Жуан де Сантарен и Перу ди Ишкулар (1471), Руй ди Сикейра (1472), Фернан де По (1472), Диогу Азанбуж (1481), Диогу Кан (1482-1484 и 1485-1487), Бартоломеу Диаш (1487-1488) - безостано­вочно обследовавшие все западное побережье Африки, с севера до самой южной точки, начали подготовку к последующим морским экспедициям.

Итак, с 1425 года португальцы стали заселять Мадейру, а с 1432 года Азорские острова. В 1460 году в их руки переходят и острова Зеленого Мыса. В 1456 году Диогу Гомеш привозит из Гамбии в Лиссабон 180 фунтов золотого песка. Это золото он обменял у туземцев на стеклянные безделушки. Эта новость быстро дости­гает Кастилии, однако, внутренние процессы рекон­кисты, не позволяют испанцам свободно действовать в Атлантике. Воспользовавшись этим, португальцы еще сильнее укрепляют свое влияние в Атлантике.

До 1448 года португальские экспедиции Жала Иониша, Афонсо Гонсалвиша Балдайи, Антана Гонсал- виша, Нуну Триштана, Лансароти Писаньи, Диниша Диаша, Алвару Фернандиша и Айриша Тиноку, зани­мались исключительно обследованием северо-запад­ного побережья Африки, не удаляясь от берегов.

Для выхода в открытый океан в поисках неизвест­ных территорий, возникла необходимость в ученых, навигаторах, географах, картографах, астрономах, математиках и в научных теориях. Поэтому каждый научный труд с интересом изучался организаторами и участниками путешествий. Самым большим авторитетом в ученой среде, не только королевств Апеннинского полуострова, но и всей Европы XV века, пользовался

известный флорентийский ученый Паоло дель Поццо Тосканелли.

Паоло дель Поццо Тосканелли (1397-1482)

Широкую известность приобрели его работы по астрономии, медицине географии, математике. Перевод произведения «География», сочиненного во II веке греческим ученым Клавдием Птолемеем, на латинский язык, принес ему громкую славу, а во всей Европе о нем узнали благодаря составленной им в 1474 году известной карте мира. Тосканелли сообщил португаль­скому королю Альфонсу V о сферической форме Земли и о возможности существования западного пути в

Индию: «Я знаю, что существование такого пути подтверждается шарообразной формой Земли. Но, несмотря на это, в целях облегчения вашей работы, я посылаю вам составленную мной карту. На этой карте указан маршрут плавания на Запад, показаны острова и берега, а также отмечены пункты назначений. Рассчи­таны расстояния от экватора и полюсов до любой точки маршрута путешествия. Не удивляйтесь, что страны, в которых произрастают пряности и изобилующие драгоценными камнями, указаны мной на Западе, в то время как всеми эти места считаются Востоком. Если идти по суше, тогда этих мест можно действительно достичь, следуя в восточном направлении...».

Не побоявшись гнева католической церкви, ученый защищал идею о сферичности Земли, опираясь на научные теории Птолемея, главным образом на его труд «Альмагест» (В произведении «Альмагест» Птолемей отмечал сферичность Земли). А некоторые ученые считали, что на западном пути в Индию лежит один или несколько материков.

Этому вопросу стоит уделить особое внимание. Прежде всего, нужно выяснить, как король Альфонс V отреагировал на эту идею ученого? Хорошо известно, что столь значимые проекты или идеи передавались

для обсуждения и определения ценности, так назы­ваемой «Математической хунте», состоявшей из ученых, математиков, астрономов, космографов и гео­графов. Так же, как и спустя несколько лет, проект, представленный Колумбом португальскому королю Жуану II, был передан «Математической хунте», давшей этому проекту отрицательное заключение. После такого ответа ему не дали кораблей для тран­сатлантической экспедиции.

Как не удивительно, но через 10 лет, а еще точнее в 1484 году, Колумб представляет Жуану II похожий проект. Мысль генуэзца, отмечающего возможность существования западного пути в Индию, была простой. Земля имеет форму шара, и, большая часть её поверх­ности составляет суша - континенты Европа, Афри­ка и Азия. С учетом этих обстоятельств выходит, что между западным побережьем Европы и восточными берегами Азии, пролегает совсем не большое рас­стояние; иными словами, за короткое время, переплыв Атлантику в западной направлении, можно достичь Индии, Китая и Японии. Такая мысль Колумба согласовывалась с мнением географов тех времен.

Убеждение Паоло Тосканелли в реальности такого путешествия разделялась и такими гениями, как

Карта, составленная в 1474 году Паолом Тосканелли (реконструкция Кремера)

Аристотель, Плиний старший, Страбон и Плутарх. В средние века Теория о едином океане принималась и

церковью. Сторонниками этой теории были так же знаменитые географы исламского мира - аль-Масуди, аль-Бируни и Идриси.

Португалия, завладевшая новыми территориями на просторах Атлантического океана во избежание конф­ликтов со своим сильными соседями, решает заключить договор и испанским королевством. Если не будет официального договора с участием Римской папы, Испания, не связанная никакими обязательствами будет всячески препятствовать свободной деятельности португальских экспедиций в Атлантическом океане и предъявит свои претензии на открытые земли. В 1479 году в Алькасовасе между Лиссабоном и Мадридом, заключается официальный договор. На основании договора Южная Атлантика переходит под португаль­ский контроль, во владении испанцами остаются Канарские острова. 21 июня 1481 года буллой Римского папы (Aeterna Regis), закрепляется отказ испанских королевских особ - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской от всех известных и неизвестных земель, расположенных южнее Канарских островов. Это означало, что испанские корабли, занимающиеся исследованиями, не должны заплывать ниже 28 парал­лели северного полушария.

<< | >>
Источник: Рамиз Дениз. Загадочное открытие Бразилии. «ММ-С», 2014,191 стр.. 2014

Еще по теме Заслуги Мартина Бехайма и ответы на вопросы, связанные с Бразилией:

  1. Вопрос № 1. Понятие и классификация экспертиз, система экспертных учреждений в России.
  2. Вопрос 2. Стадии и виды идентификационного исследования.
  3. 28. Логические требования к вопросу. Виды вопросов и условия корректности вопросов.
  4. Анатомия, физиология, патология человека. Ответы на вопросы к экзамену, 2017
  5. Физика. Ответы на вопросы экзамена, 2017
  6. Ответы на вопросы к экзамену по электричеству и магнетизму, 2017
  7. Ответы на вопросы к зачету по курсу Физика цвета и психология восприятия, 2017
  8. Словообразование в русском языке. Ответы на вопросы к экзамену, 2017
  9. Категории вида глагола. Вопрос о видовой семантике. Понятие чистовидовой пары. Чистовидовые приставки. Способы образования видов. Одновидовые и двувидовые глаголы.
  10. Философия. Ответы на вопросы к экзамену, 2017
  11. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ТРУДАХ ТОВАРИЩА СТАЛИНА[178]
  12. Правотворческий процесс Р. Беларусь. Ответы на вопросы к зачету, 2018
  13. Ответы на вопросы государственного экзамена - По дисциплине «Экономическая теория», 2018
  14. Ответы на вопросы для подготовки к экзамену по Истории политических и правовых учений, 2018
  15. Ответы на вопросы к экзамену по административному праву РФ, 2017
  16. § 2 Актуальные вопросы, связанные с определением судов, компетентных рассматривать и разрешать корпоративные споры
  17. § 2. Актуальные вопросы, связанные с предъявлением и рассмотрением косвенных (производных) исков по корпоративным спорам
  18. Позиция Суда ЕС по вопросу о соответствии проекта Соглашения о присоединении учредительным договорам Евросоюза.
  19. Формы использования специальных знаний при раскрытии и расследовании преступлений, в административном судопроизводстве в отношении объектов дикой флоры и фауны