<<
>>

Педру Алвариш Кабрал и гегемония Португальского королевства в Атлантическом океане

Желавшее завладеть большинством территорий, раз­бросанных по всему Атлантическому океану, Пор­тугальское королевство регулярно снаряжает много­численные морские экспедиции. Для введение в заб­луждение иностранных шпионов действовавших в ко­ролевстве, многие из этих экспедиций выполняют поручения под грифом секретности.

В итоге имена людей совершивших исторические открытия мирового значения сохраняются втайне от общественности и в историю попадают имена совершенно случайных людей. Но были и авантюристы, которым при удачном стечении обстоятельств удавалось приписывать себе эти громкие открытия. Случалось и такое, что кандидат на звание «первооткрывателя» тщательно подбирался и назначался по особому приказу главы государства. Волею случая одним из таких назначенных «героев» стал португальский морской путешественник Педру Алвариш Кабрал.

Последний год XV века ознаменовался новой авантюрой в истории географических открытий. Прод­

вигавшийся в южном, юго-восточном направлении флот из 13 кораблей (10 нау и 3 каравеллы) входящий в состав экспедиции (экипаж из 1500 человек), считав­шийся по тем временам одним из самых внуши­тельных, заблудившись на океанских просторах «слу­чайно» вышел к берегам Бразилии. Конечно, вся эта история выглядит сомнительно. Следует учесть, что еще до этого Новый свет уже был открыт Христофором Колумбом и общепризнано, что при этом им была допущена ошибка. Потому что, Колумб однозначно объявил отрытые им земли восточноазиатскими. В результате этой ошибки, вся слава открытия мирового масштаба присваивается авантюристом Америго Вес- пуччи. Подробности этих событий я сообщаю в книге «Берега Нового Света и хитрость Америго Вес- пуччи».

Для выявления истины вернёмся в XV век. В первую очередь необходимо выяснить, что представлял собой руководитель экспедиции и каким авторитетом обла­дал.

Кто он, и как вышло, что в эпоху жесткого противостояния с испанцами в акватории Атлантичес­кого океана, судьба компании государственной важ­ности вручается именно в его руки? Интересно то, что хотя маршрут был задан в одном направлении, но наз­

начений у него было два. Несмотря на недостаток опыта Кабрал с большим умением справился с постав­ленной перед ним задачей. И всё благодаря богатому жизненному опыту. Таким успехом мог гордится любой командир.

Интересна биография ведущей фигуры этой истории, Педру Алвариша Кабрала (1467-1520) назначенного командиром крупнейшей по тем временам экспедиции.

Родившийся в замке Бельмонте в 1467 году в дворян­ской семье, герой нашей истории, будущий командор флота его Величества, следуя семейной традиции, поступает на королевскую службу. Официальный первооткрыватель Бразилии был сыном губернатора Бейры Фернао Кабрала и Изабелл Гувея. Одиннадцати лет от роду, Педру Гувея (унаследовавший отцовское имя только с гибелью старшего брата) переехал в Лис­сабон, где изучал литературу, историю, космографию и военные дисциплины. С восхождением на трон Мануэла I, благодаря рекомендации Васко де Гамы, представившего его королю, как энергичного человека и хорошего администратора. Педру Алвариш был включен королевский совет и посвящен в рыцари Ордена Христа, а такой чести в ту пору удостаивались немногие.

Не обладая опытом в морском деле (по крайней мере, подтвержденного документально, хотя возможно, находясь постоянно среди дворянства, он бывал в Северной Африке), что могло бы хоть как-то объяснить его выбор в качестве капитана. Тридцати трехлетний Кабрал назначается командующим крупнейшей экспе­дицией за всю предыдущую португальскую историю, и под его началом оказываются такие именитые море­плаватели как Бартоломеу Диаш и Николау Коэльо. Лишь его социальное положение и ходатайство роди­телей его будущей супруги (свадьба Кабрала и дочери Фернандо де Норонья, Изабелл де Каштру ожидалась вскоре после его возвращения из Индии) могло объяс­нить этот выбор.

Связывавший с этой миссией большие надежды король Мануэль I прибывает в гавань и лично вручает Кабралу знамя Ордена Креста. Конечно, большей почести для командора быть не могло. Узнав о при­бытии короля, жители города собрались в гавани. За последнее время из Лиссабона на поиски новых земель было послано много экспедиций. Но Мануэля I при этом никто ещё не видел.

Но на этот раз присутствие монарха показывало важность миссии возложенной на экспедицию. Теперь, волей-неволей, Кабралу предстояло оправдать возло­женные на него надежды.

Король Португалии Мануэль I (1469-1521)

Городской епископ Диегу де Ортис молитвами благословляет участников экспедиции.

Через пять дней после отплытия экспедиции из Лиссабона, флот оставляет за собой Канарские острова

и 22 марта прибывает к островам Зелёного Мыса. В ночь с 22 по 23 марта исчезает корабль Васко де Атаиде. Затем корабли Кабрала, следуя инструкциям Васко де Гамы и Бартоломеу Диаша, отклонились на юго-запад, чтобы обойти Гвинейский залив и идти от островов Зелёного Мыса прямо на юг, до широты мыса Доброй надежды. Однако, по независящим от них при­чинам, флотилия плыл в юго-западном направлении.

Но на этом неожиданности не кончаются. 22 апреля 1500 года 170 южной широты, совсем не близко к широте расположения мыса Доброй Надежды, Кабрал достиг неизвестной земли, которую португальцы приняли за остров. Высадившись на берег, Кабрал назвал эту землю «Землёй Вера Круш» (Земля Истин­ного Креста). Кабрал объявил открытую территорию владением Португалии и основал там небольшой форт «Порту Сегуру» (Безопасная гавань). Вскоре за этой частью территории Южной Америки закрепилась неофициальное название - Бразилия. Отослав один из кораблей в Португалию, Кабрал с 12 судами 2 мая взял курс от американского берега к югу Африки. У мыса Доброй Надежды шторм разметал флотилию. Пять кораблей, в том числе корабль под командой Бар­толомеу Диаша, погибли вместе с экипажами.

Осталь­

ные суда Кабрал повел к восточному берегу Африки и высадился в Мозамбике, о котором он впервые сделал обстоятельное описание. В сентябре 1500 года португальская экспедиция прибыла в индийский город Каликут.

Основная миссия Кабрала заключалась в нейтра­лизации противодействия, укреплении португальского влияния, и, по возможности, в налаживании торговых связей. Предполагалась выполнение этих задач в атмосфере мира и взаимопонимания. Поэтому в экспедиции приняли участие более 1500 человек, 1000 из которых были бойцами. В экипаже были и участ­ники предыдущих экспедиций. Лоцманами были наз­начены такие уже известные люди как Бартоломеу Диаш - первый из европейцев, обогнувший Африку с Юга (1487-1488), Николау Коэльо - участник первой экспедиции в Индию, Дуарти Пашеку Пирейра хронист экспедиции и многие другие. Был набран состав для установления торговых отношений с Индийскими княжествами. Агент Айриш Коррейя, секретарь будущей фактории в Каликуте Перу Ваш де Каминья, а также переводчик мавр Эль Масуд (Монсайди), кото­рый прежде служил у Васко де Гамы, бакалавр Жуаниш - учёный, физик и медик экспедиции и восемь

францисканских монахов во главе с Энрике де Коимбре, назначен викарием в Каликуте и несколько священников.

Васко да Гама (1460 или 1469-1524)

В трюмах для торговли везли медь, киноварь, бархат, шерстяные ткани, и др. товары; припасов было взято на полтора года плавания.

9 марта 1500 года корабли экспедиции покидают Лиссабонскую гавань. Какое же поручение было дано

экспедиции? Добравшись до Индии, Кабрал должен был обеспечить безопасность кораблей Васко де Гамы, возвращающихся в Португалию.

Согласно плану, Кабралу предписывалась следовать южным курсом до 100 северной широты, вдоль всего западного побережья Африки, а затем следуя инструкциям Васко да Гама и Бартоломеу Диаша, суда отклонились на юг, юго-запад, чтобы обойти Гвинейский залив и идти от островов Зелёного Мыса прямо на Юг, до широты мыса Доброй Надежды.

Такой удивительный навигационный курс был избран в целях обеспечения безопасности экспедиции, экономии времени и для того, чтобы не встретиться с про­тиводействующими морскими течениями, циркулирую­щими вдоль берегов Гвинейского залива.

22 апреля 1500 года в день католической пасхи португальцы увидели берега Бразилии и тем самым, официально открывают её. В историю же это открытие попадает как «случайное». Эта была та самая земля четвертого континента открытого Христофором Колум­бом в 1492 году.

Корабли бросили якоря и провели здесь ночь.

На следующий день исследователям удалось лишь установить, что земля населена дикарями. В связи с ухудшением погоды путешественники стали искать

убежища и 24 апреля нашли расположенную несколько севернее закрытую бухту, достаточную по своим раз­мерам для размещения всей эскадры.

Корабли поднялись вверх до этого места и бросили якоря у нескольких островков в длинной бухте, которая была названа Порту-Сегуру (ныне - Кабралия в Санта- Крус).

В воскресенье 26 апреля на одном из островов (Короа Вермелья) был сооружен импровизированный алтарь, у которого была совершена месса, первая на бразильской земле.

Но было ли это случайностью. И какова роль подоб­ных «неожиданностей» в ходе осуществления гран­диозных морских проектов? После долгих исследо­ваний я пришёл к выводу, что отправленные со специальными миссиями экспедиции во время откры­тий сталкиваются со случайностями. То есть руководи­тели этих экспедиций, ещё до отплытия получали особые инструкции, согласно которым им предписыва­лось в случае обнаружения каких-либо территорий, сохранять это в тайне.

Из письма Перу Ваш де Каминьи королю Мануэлу I мы находим, что «апреля 21 числа находясь на расстоянии в 660-670 лиг от островов Зеленого Мыса

до островов Сан-Николау, вдруг нам явились приметы - морские водоросли, саргассы, седум и птицы, а 22 апреля вечером мы увидели землю» 23 апреля часть участников экспедиции направилась к берегу и в этот же день впервые увидели туземцев.

«Были они темно­кожие и совсем голые: не было на них ничего даже срам прикрыть. А в руках они держали луки и стрелы...»

В отличие от Пинсона и Лепе, у моряков Кабрала с туземцами сложились вполне дружеские отношения; вооруженных стычек между ними, по сведениям Каминьи не было туземцы, даже помогали порту­гальцам рубить деревья. Португальцы восхищались превосходной флорой и фауной.

Любопытно, что лишь через 9 дней, т.е. в пятницу 1 мая 1500 года на берегу был установлен большой деревянный крест с гербом и девизом короля Порту­галии и напротив, был сооружен алтарь, в котором монах Энрике де Коимбре отслужил католическую мессу. Там присутствовало много туземцев. В этот же день Кабрал отправляет на родину корабль Гаспара де Лемуша с известием об «открытии» новой земли, названной им «Островом Истинного Креста» (Vera Kruz). В исторических источниках отличается, что на

Мануэла I это известие не произвело большого впечатления, хотя открытая земля могла служить базой для временных стоянок и ремонта кораблей на пути в Индию. Позднее король переименовывает эту терри­торию, назвав её «Санта Круз» («Santa Kruz») и оповещает об этом всех европейских монахов.

Вот, что пишет Роша-Помбу: «...Кабрал сообщил о своем открытии королю. Каминья написал Дон Мануэлу свое известное послание, Жуаниш также отправил письмо королю. Однако никто из них не ставил восклицательных знаков и не употребил ни единого слова, свидетельствовавшего о тщеславии по поводу столь большой удачи.

Эти люди писали так, словно докладывали королю о выполнении данного им поручения».

В отличие от экспедиций Пинсона и Лепе, Кабрал решает оставить на берегу несколько членов экипажа. По его приказу здесь навсегда должны остаться двое юнг - ссыльных дезертиров.

2 мая 1500 года Кабрал и его спутники на 11 кораблях покидают берега Бразилии и продолжая своё плавание в Индию, берут курс на юг Африки, У мыса Доброй Надежды их достигла буря и 4 из 11 кораблей пошли на дно. К сожалению, в числе погибших был и

Бартоломеу Диаш в 1487 году открывший для европейцев мыс Доброй Надежды. У Мозамбика от флота отстал корабль его брата Диогу Диаша. Как потом выяснилось, считавшиеся потерянным судно продолжило плавание и, открыв на своем пути самый большой остров у берегов Африки - Мадагаскар, бла­гополучно возвращается на родину.

Обнаружение Кабралом обширной территории на западе Атлантике не было случайностью, как это принято считать. Это самая большая дезинформации предъявленная миру португальским королевством в XV веке. Потому что, если обратить внимание на маршрут движения экспедиции, то становится очевидным, с таким флотом, экипажем, опытными штурманами и капитанами невозможно сбиться с курса, а затем, блуж­дая вслепую преодолеть тысячи километров водной глади. Правда, из-за того, что не все острова в аква­тории Атлантического океана были известны обита­телям Старого Света, поэтому Кабрал мог открыть только близлежащие оставшиеся неизвестные острова.

Нужно отметить, что в составе экспедиции были люди, хорошо ориентировавшиеся в океанских просто­рах Бартоломеу Диаш, Николау Коэльо, Дуарти Пашеку Пирейра и другие профессиональные мореходы. Кроме

того, именно Бартоломеу Диаш и оставшийся в Лисса­боне Васко де Гама нашли морской путь из Лиссабона в Индию. Этот маршрут использовал посланный в Индию Васко де Гама ещё за 3 года до экспедиции Кабрала, т.е. в 1497 году. Согласно инструкции Кабралу следовало обойти сбивающие с курса сильные течения и не приближаясь к мысу Бурь, выйти на просторы Индийского океана. Именно Бартоломеу Диаш опираясь на свой опыт привел суда из Бразилии к югу Африки.

<< | >>
Источник: Рамиз Дениз. Загадочное открытие Бразилии. «ММ-С», 2014,191 стр.. 2014

Еще по теме Педру Алвариш Кабрал и гегемония Португальского королевства в Атлантическом океане:

  1. Общие особенности и классификация источников аграрного права.
  2. Основные понятия
  3. Сущность международных валютных отношений. Мировая валютная система, ее эволюция.
  4. Зарождение учения о налогах
  5. VI. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (ГЛОССАРИЙ) VI. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (ГЛОССАРИЙ)
  6. 18 Причины, характер и этапы Второй мировой войны. Геополитические итоги Второй мировой войны.
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  8. 3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
  9. § 3. Общественные объединения как субъекты конституционного права.
  10. Список использованной литературы.
  11. § 2. Уголовно-правовая охрана прав и свобод пациента в системе романо-германского права