<<
>>

Фердинанд ван Ольмен и трансатлантический проект Колумба

Проживавший в Португалии Колумб, в начале 1484 года, представляет королю Жуану II свой трансатлан­тический проект. Это случилось в самый неподходя­щий для португальского монарха момент.

Король был занят подавлением мятежа магнатов в стране. Кроме того, тогда он больше интересовался снаряжением экспедиций на западное побережье Африки.

Известно, что в случае удачного завершения экспе­диции и за свою службу Колумб захотел получить от короля множество привилегий. Просить столь высокую плату за свои услуги от королей в ту эпоху считалось большим нахальством, если не наглостью. До него еще

ни один, даже самый знаменитый и трижды зас­луженный аристократ не решался бы на это.

Что требовал для себя генуэзец? Ранг главного адмирала Атлантики, дворянское звание, должность вице-короля открытых территорий, десятую часть прибылей. Полученных из этих территорий, восемь процентов от налогов с торговли с новыми странами, которые будут созданы на этих открытых землях и золотые шпоры. Жуан II, находившийся под стро­жайшим контролем первых дворян королевства ни­когда и никого не одаривал такими почестями.

Интересно, почему Жуан II, такой серьезный, требовательный и жесткий монарх, не отверг чрезмер­ные претензии Колумба? Во-первых, ученые еще не дали заключения по поводу этого проекта. Его пере­дают на рассмотрение малой лиссабонской Академии - «Математической хунте», в состав которой входили самые талантливые и опытные португальские ученые и математики, возглавляемые архиепископом Сеуты Диего Ортис де Виллегасом. Среди членов этой орга­низации были два европейских ученых; мастер Родриго - усовершенствовавший астролябию и сектант, и мастер астрономической навигации Хосе Вицинго. Именно два этих мастера точно знали, что измерения

долготы указанные в проекте и расстояния, рассчи­танные соответственно этим измерениям не могут быть верными. Дело в том, что они и сами не знали точных размеров Земли, но, несмотря на это были убеждены в неверности расчетов Колумба.

Точно неизвестно, каким был ответ этого совета, однако известно, что решение, вынесенное в 1485 году, как и ожидалось, было не в пользу Колумба. В том же году умирает жена генуэзца, и он принимает решение отправиться в Испанию.

После того как генуэзец покинул Лиссабон, король Жуан II желая проверить его слова, распоряжается о снаряжении экспедиции в западную часть Атланти­ческого океана. Советники единогласно поддержали это решение короля.

В ту эпоху не только на Пиренейском полуострове, но и во многих европейских странах ходило много разговоров о находящихся в западной части Атланти­ческого океана «Острове семи городов», об Антиль­ских островах и Халдате. На поиски этих островов португальскими морскими путешественниками были посланы несколько экспедиций.

Древних и средневековых ученых очень интересо­вало местонахождение Халдата или Благословенных

островов. Некоторыми из них, а главным образом видным азербайджанским ученым, основателем Мара- гинской обсерватории Мухаммедом Насирэддином Туси (1201-1274), указывалось расположение этих островов в 350 к западу от Гринвичского меридиана.

Король Португалии Жуан II (1455-1495)

Серьезно занимавшийся этим вопросом английский уче­ный Г. Р. Кайе, в произведении «Индийская астрономия»

показывает Благословенные острова в 350 к западу от Гринвича.[16]

Интересно, почему Г.Р. Кайе пришел к такому вы­воду? Большинство древних и средневековых ученых полагали, что Благословенные острова находятся на западе Атлантики.

Абу Рейхан Бируни (973-1048) - знаменитый ученый Академии Мамуна, созданной в Хорезмском госу­дарстве, написал по этому поводу: «Некоторые ученые считают, что нулевой меридиан пересекает Благосло­венные острова, а, по мнению других, он проходит по берегам Западного моря. Разница между ними сос­тавляет 1О0».

Разные мнения о расположении этих островов вы­ражались, проживавшим в Испании арабским геогра­фом Али ибн Магриби аль Андалузи; сирийским ученым, сотрудником Марагинской обсерватории Григорием Абуль Фараджем, видным ученым этой обсерватории Гутбетдином Ширази, именитым гео­графом и историком XIII века Махмудом Газневи, авторитетным арабским ученым XIV века Харрани.[17]

Очень любопытно звучат слова Харрани: «Что касается Западной земли, она начинается с погружен­ного во мрак Запада.

Это такое море, что на его другой стороне еще никто не был и не знает. Существует ли что-либо за ним. Здесь, на многочисленных островах живут люди. Самый крупный из них называется остро­вом Халдат. Оба они самые крупные острова».

Эта мысль арабского ученого поразила профессора Габибуллу Мамедбейли, занимавшегося исследованием научного наследия Насреддина Туси, и он высказал свою мысль по этому поводу: «Эта заметка Харрани, действительно достойна самого серьезного внимания, ведь он повествует и о Западных территориях, а так же об Антильских островах. В средние века под Западным морем, Западной морской средой или морем Мрака имелось ввиду Атлантическое море. Островами, рас­положенными в Атлантическом море, о которых упо­минал Харрани, могут быть Канарские, Азорские острова, острова Зеленого Мыса или Антильские ост­рова. Канары, Азеры и острова Зеленого мыса исклю­чаются, потому что состоят из небольшого количества островов и по своим размерам мало отличаются друг от друга. Что касается Антильского архипелага, то здесь их, наоборот, слишком много.

Два из них, т.е. Куба и Гаити, по сравнению с други­ми, достаточно крупные... А значит, по словам Харра- ни, только Куба и Г аити могли быть Халдатом...».[18]

С учетом того, что Харрани говорит об Антильских островах, в начале XIV века, следует, что в последую­щей географической литературе, а особенно на картах, должны содержаться сведения об Антильских островах.

Ученые прошлого, указывали, что Антильские ост­рова, расположены к востоку от Азии. И, действи­тельно, карты с изображением этих островов, были широко распространены по Европе.

В 1367 году, итальянский картограф Франциско Пицциано, составил карту, показывающую местона­хождение Антильских островов. В настоящее время эта карта хранится в библиотеке города Пармы, Италия.

В 1424 году, неизвестный картограф составил карту, хранящуюся в одной из библиотек города Веймара в Германии. Эту карту изучал немецкий ученый Гум­больдт.

В 1435 году на эту тему карты подготовил француз­ский картограф Баттиста Беккария.

На этой карте,

наряду с известным названием Антиль, употреблено так же и другое название этих островов - Станахия.

Итальянский картограф Андреа Бианкини в 1436 году создал Большую Венецианскую карту, где были отмечены Антильские острова.

Итальянский ученый Паоло Тосканелли, составив­ший в 1474 году карту, разместил Антильские острова в центре Атлантического океана.

Конечно, большинство из названных карт обсужда­лись Европейскими учеными. Они точно знали, что Ат­лантический океан, омывающий берега Старого Света не безграничен и никто не сомневался, что где-то далеко на западе этого океана находится большая суша. Вопрос был в том, на каком расстоянии от Европы ле­жат эти земли?

Все это необходимо было проверить. Однако, это дело Жуан II поручает не Колумбу, а совсем другому человеку, знаменитому фламандцу Фердинанду ван Ольмену, известному в Португалии под именем Фер­нана де Ульмо.

До этого его соотечественники назначались губерна­торами одного из Азерских островов. Так же и ван Ольмен, еще до путешествия, исполнял обязанности губернатора одного их этих островов. Многие из

находившихся на португальской службе моряки, финансисты и кузнецы, снаряжали за свой счет экс­педиции; ярким примером тому служат экспедиции братьев Кортериаль, организованные в 1500, 1502 и 1506 годах. С. Морисон, Ч. Верлинден, В. Магидович и И. Магидович в своих научных работах отмечали: «При организации своей экспедиции ван Ольмен объеди­няется с колонизатором с острова Мадейра по имени Эстрейто. По словам ван Ольмена, тот хотел открыть в западной части Атлантического океана несколько ост­ровов или даже целый материк. И действительно, не зная, какую страну он хочет открыть, Эстрейто по традиции называл это место «Островом семи городов».

Конечно, это озадачивает, потому что ван Ольмен отправился в экспедицию, непосредственно, по приказу короля и его миссия заключалась в практической проверке проекта Колумба.

Португальские власти уделяли достаточное внима­ние неизвестным землям в западной части Атланти­ческого океана, еще до того, как Паоло Тосканелли сос­тавил свою знаменитую карту.

Всех интересовало толь­ко одно, существуют ли неизвестные острова к западу от Канар, Мадейры, Азеров и островов Зеленого мыса или нет? В середине XV века, португальцы снарядили

несколько экспедиций на Запад от выше названных островов. В 1462 году, король Альфонс V, наделяет высокими привилегиями некоего Вогадо, за открытие примерно, двух островов, лежащих в том направлении. Другой мореплаватель, по имени Теллес, искал Анти- лию или «Остров семи городов». Многие устремляют­ся вслед за ними, но никто не добивается успеха.

В то время по Португалии гуляли слухи, что вблизи Европы уже не осталось не открытых островов, но они виднелись вдалеке.

Конечно, такую мысль всерьез воспринимать нельзя. Если в океане действительно имелись бы какие-либо признаки группы островов, тогда король Альфонс V для исследования этих островов послал бы, хотя одну экспедицию. Уже ни у кого не оставалось никаких сом­нений в том, что в западной части океана (вблизи от вышеупомянутых известных островов), находятся другие острова. Эта мысль разделялась и Колумбом. Кроме того, он «верил», что где-то в центре океана рас­полагаются мифические - Антилья, либо другие ост­рова. Основанием для такого убеждения послужило, адресованное ему письмо Тосканелли. Держа курс на Запад, к азиатскому континенту, эти острова можно использовать для стоянок во время пересечения океана.

Карта Тосканелли и настоящая карта средней Америки

Ван Ольмен был знаком с результатами путешествий Вогадо и Теллеса, и хорошо осознавал, что на пути в Индию, не встретит ни одного такого острова, в связи с чем, организованную им экспедицию в плавании ожи­дают большие трудности.

Именно по этой причине Жуан II, хоть и позволил снарядить экспедицию, но сомневался в успешном завершении её миссии. Иначе, он организовал бы экс­педицию на свои деньги.

В случае удачного исхода плавания король в 1486 году обещает осыпать ван Ольмена привилегиями.

Он пошел на это из-за того, что все расходы легли на плечи ван Ольмена.

«Математическая хунта» извещает короля о том, что проект Колумба построен на расчетах Паоло Тосканелли. А значит, и ван Ольмен должен вести поиски в соответствии с этими расчетами. Очевидно, что проект, переданный генуэзцем для рассмотрения «Математической хунте», был скопирован, а затем отдан ван Ольмену.

Путешествие ван Ольмена на двух каравеллах на­чалось летом 1487 года. Он рассчитывает пересечь океан за 40 дней. Хочу напомнить, что расстояние между Канарами и Багамскими островами Колумб преодолел за 36 дней. Узнав о решении ван Ольмена, профессор Чарльз Верлинден с нескрываемым удивлением заявил, что португальские моряки организовывали секретные экспедиции в западную часть Атлантического океана еще до 1486 года и, хотя бы приблизительно, знали об

островах или о неизвестном материке, располагаю­щихся в той части океана.[19]

Не могу согласиться с этой мыслью Ч. Верлиндена. Если ван Ольмен хотя бы ориентировочное представле­ние о местонахождении в Атлантическом океане неизвестных Старому Свету островов или большой земли, то он без труда открыл бы эти географические объекты. То же относится и к португальским морякам. Если бы они действительно были осведомлены о контурах восточного побережья Нового Света, то в 1493 году при разделении папской буллой Земли между двумя королевствами, португальские представители, должны были провести демаркационную линию по Атлантическому океану по выгодному для себя маршруту. Но этого не случилось. Как известно, только в 1494 году в Тордесильяссе португальцам удалось добиться своего. Если бы все было так, как говорилось выше, тогда представители Жуана II провели бы демаркационную линию не за 370 лиг к западу от островов Зеленого мыса, а потребовали бы передвинуть ее на 470 лиг, до открытых Колумбом Антильских островов.

Колумб обсуждает свой трансатлантический проект

Таким образом, выясняется, что португальцам кроме Канар, Мадейры, Азер и островов Зеленого Мыса, ничего не было известно о существовании в западной Атлантики, каких-либо других островов или крупной территории. Что касается намерения ван Ольмена пересечь океан именно за 40 дней, то у него были на то свои основания.

Будучи в Португалии, Колумб заявил, что для достижения восточных берегов азиатского континента потребуется чуть более 30 дней. Окольными путями, ознакомившийся с его проектом ван Ольмен, поделился этими сведениями с Жуаном II. Итак, экспедиция фламандского морехода полагалась в своем походе не только на карту Паоло Тосканелли, но также и на трансатлантический проект Колумба.

Один из опытнейших мореплавателей своего време­ни, Христофор Колумб ожидал такого поворота собы­тий. Поэтому в его проекте были обозначены заведомо неверные данные. К тому же, он обладал картой (так называемая «Потерянная карта Колумба»), которую скрывал от всех, даже от самых близких людей. Вот почему ван Ольмен, с самого начала был обречен на неудачу.

Серьезно готовившийся к походу фламандец, планировал возвращение к португальским берегам через шесть месяцев. Однако, его миссия не увенчалась успехом. Это можно объяснить его неудачной встречей с Эстрейто, выходом в море в самое неподходящее время года, и, в отличие от Колумба, неумолим использованием океанских пассатных течений. Совре­менник генуэзца, один из первых описавший завоева­

ние конкистадорами Нового Света, историк Бартоломеу де Лас Касас в одном из своих рассказов сообщает о путешествии Эрнана де Ольмеса (скорее всего, имеется в виду Фернанд ван Ольмен). Он написал: «Это путе­шествие привело его однажды к западному побережью Ирландии, что значительно севернее будущего марш­рута Колумба».

К сожалению, ван Ольмену не суждено было вер­нуться из этого путешествия. Чарльз Верлинден отме­чал, что «несмотря на все, Америку, еще до сос­тоявшего на Кастильской службе, генуэзца, мог бы открыть фламандец, служивший Португалии. Тогда история Запада сложилась бы совершенно по-другому. Если ван Ольмену удалось бы достигнуть своей цели, тогда не только Бразилия, но и еще 17 латиноамери­канских республик говорили бы на португальском языке. Иногда судьбы мира зависает от одного чело­века!». Если Жуан II, принял бы предложение Колумба, то большинство из бывших заатлантических колоний говорили бы сегодня на португальском языке. [20]

Проанализировав ход обоих экспедиций, совершен­но однозначно могу сказать, что Колумб, по сравнению

с фламандским мореходом, гораздо серьезнее подгото­вился к своему путешествию и за свой труд был вознагражден. После удачного завершения, организо­ванной им трансатлантической экспедиции, члены «Математической хунты» еще долгое время не могли простить себе такой ошибки.

Безупречно подготовленный теоретически и обла­дающий большим практическим опытом в мореходстве Христофор Колумб, на основании соглашения с ис­панскими монархами Фердинандом Арагонским и Изабеллой Кастильской, 3 августа 1492 года на трех кораблях - «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» с экипажем в 90 человек, покидает палосскую гавань и 12 октября того же года, в пятницу открывает остров Уотлинг (совр. название), входящий в систему Ба­гамских островов, и называет его «Сан-Сальвадор».

Португальцы, в отличие от испанцев, вообще сомне­вались в том, что Колумб достиг берегов восточной Азии. Проанализировав маршрут адмирала, некоторые ученые не смогли поверить, что длина Земли по окруж­ности настолько коротка. Ни только в других странах, но и в самой Испании находились скептики.

Экспедиция Колумба отправляется в путь

Я пришел к выводу, что Х. Колумб вряд ли разделял мнение флорентийского космографа по этому поводу. В первую очередь, он не мог соглашаться с его изме­рениями земной окружности. То есть, вопреки пред­ложению Паоло Тосканелли, Канарские острова в

Атлантическом океане не разделены от азиатского материка расстояниями в 10000-12000 км к Западу.

По подсчетам Христофора Колумба, суша в запад­ной Атлантике находится на расстоянии в 4500-5000 км от Европы. Значит, это совсем другая, еще неизвестная Старому Свету земля. Он заранее знал, что на западе между Европой и Азией находится огромная тер­ритория, вроде континента. Генуэзец не случайно пришел к такому выводу. [21] Об этом я подробно написал в своей книге «Насирэддин Туси — ученый, опе­редивший века».

В те годы в Барселоне проживал и вел обширную переписку со своими земляками, близкий к королев­скому двору итальянский гуманист Пьетро Мартире (Мученник Петр). В его письме от 1 ноября 1493 года есть такие строки: «Некий Колон (Колумб) сообщил, что достиг берегов Индии, населенных западными антиподами. Как и мыслили космографы, он... на той стороне восточного океана недалеко от Индии обнару­жил множество островов. Я не хочу оспаривать эту новость, хотя измерения Земли приводят меня к иному мнению». Таким образом, еще до начала своих морских

странствий он был не согласен с измерениями Паоло Тосканелли, и, как и Пьетро Мартире имел своё мнение на этот счёт.

Колумб впервые вступает на Новый Свет

<< | >>
Источник: Рамиз Дениз. Загадочное открытие Бразилии. «ММ-С», 2014,191 стр.. 2014

Еще по теме Фердинанд ван Ольмен и трансатлантический проект Колумба:

  1. Тема: Технико-криминалистическое исследо-вание документов
  2. 113. Социальные проекты: этапы разработки и роль PR-технологий в их реализации.
  3. 114. Функции социальных проектов и деятельность PR-специалистов в их успешной реализации.
  4. 115. Социальные проекты: общая характеристика, разновидности и роль PR-специалистов в их реализации.
  5. 41. Общие принципы реализации PR-проекта и возможности использования телекоммуникационных и компьютерных технологий на различных этапах реализации проекта.
  6. 111. Формирование бюджета СО-проекта, оценка эффективности и результата.
  7. КЕЙС 1. КОМПЛЕКСНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСТАНОВИМ НАРКОМАНИЮ ВМЕСТЕ»
  8. 3.3. Портфель реальных инвестиционных проектов
  9. Составление проектов бюджетов
  10. 2. Составление проекта бюджета
  11. Составление проектов бюджетов
  12. 37. Реальний газ. Рівняння Ван-дер-Ваальса