<<
>>

Проблема познания в философии

“Человек стал человеком, когда стал познавать мир”.

Сократ: “Как человек может творить добро, если он не знает, что такое добро? Познание объективного мира невозможно без знаний действительности”.

Гносеология – философское учение о познании. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания (гносеологии). (Когнитивная гносеология – это когда каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы.)

бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно.

Субъект, объект, предмет познания

Субъект познания – носитель или источник познавательной деятельности.

Кто познает? Человек, общество, коллектив - субъекты.

Объект познания – то, что противостоит субъекту познавательной деятельности, то, что познается.

Субъект и объект взаимосвязаны в гносеологии.

Предмет познания – признаки, связи, закономерности, исследование которых определяется задачей научно – познавательной деятельности. Объект шире, чем предмет познания. Агностицизм и его причины

Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Причины агностицизма:

1. Объект познания очень сложен;

2. Сложность объекта познания;

3. Исходные метологические принципы.

В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе.

<< | >>
Источник: Лекции по философии права. 2018

Еще по теме Проблема познания в философии:

  1. Философия и миф. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока
  2. Позитивистская философия: основные этапы развития и круг проблем
  3. 32. ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ В ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКЕ.
  4. Современная философия науки: основные задачи и структура.
  5. Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.
  6. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. Генезис экологической проблематики.
  7. ГЕРМЕНЕВТИКА И ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 20 ВЕКА.
  8. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ
  9. Философия софистов и Сократа.
  10. Средневековая философия: патристика.
  11. 12. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
  12. 14. Философия И. Канта о познании. Нравственная философия И. Канта
  13. 35. Проблема истины в философии. Основные концепции истины в философии и науке.
  14. 14. Философия И. Канта о познании. Нравственная философия И. Канта
  15. 3. Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.
  16. 3.Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания.
  17. Античная философия и ее периодизация
  18. Проблема сознания в истории философии
  19. Проблема познания в философии