<<
>>

Гарантии независимости адвоката

Существует Положение о запрещении, какого бы то ни было вмешательства в законную адвокатскую деятельность. Это положение соответствует Основным положениям о роли адвокатов, принятым Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в авгу­сте 1990 г.

Адвокат не может быть привлечен к ответственности за выраженное при осуществле­нии адвокатской деятельности мнение, как по конкретному делу, так и в публичных дискус­сиях по вопросам отправления правосудия и обеспечения прав человека.

Закон определяет невозможность привлечения к ответственности адвоката за выска­занное мнение даже после того, как его статус адвоката был приостановлен или прекращен. Таким образом, можно говорить об адвокатском иммунитете.

Закон не допускает истребования от адвокатов, работников адвокатских образований, адвокатских палат субъектов РФ или Федеральной палаты адвокатов сведений, которые свя­заны с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Это обусловлено необходи­мостью сохранения адвокатской тайны. Истребование сведений по конкретным делам, как представляется, может иметь место лишь при расследовании преступления, совершенного адвокатом при оказании юридической помощи по конкретному делу.

Пункт 4 ст. 18 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре уста­навливает требование о государственной защите адвоката, членов его семьи и имущества. Закон возлагает обязанность обеспечения безопасности адвокатов, членов его семьи, сохран­ности имущества на органы внутренних дел. Обеспечение безопасности личности является одной из задач милиции в Российской Федерации, что обусловливает ее обязанности, среди которых обеспечение безопасности конкретных категорий граждан в связи с выполнением ими профессиональных обязанностей (см. ст.2 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О милиции»).

УПК РФ относит адвокатов к категории лиц, в отношении которых применяется осо­бый порядок производства по уголовным делам - ст.447 УПК РФ. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката либо о при­влечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, прини­мается прокурором на основании заключения районного суда.

На адвоката, в отношении которого ведется уголовное судопроизводство, в полной мере распространяются конституционные гарантии, предоставляемые всем гражданам. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также обыск РФ (за исклю­чением задержания на месте), выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корре­спонденцию, прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении адвоката осу­ществляются районным судом по ходатайству прокурора.

Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокат­ских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридиче­ской помощи по конкретным делам, не допускается.

Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или с ее оказанием.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отноше­нии адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осу­ществления адвокатской деятельности) допускается только па основании судебного реше­ния. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех слу­чаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются па орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. утвержден перечень сведений конфиден­циального характера. К ним, в частности, относятся сведения, составляющие адвокатскую тайну. Необходимость сохранения адвокатской тайны диктуется доверительным характе­ром взаимоотношений между представителем и представляемым. Содержание адвокатской тайны включает: факт обращения в юридическую консультацию за помощью или отсутствие такового; сведения о содержании, характере, мотивах обращения; любые сведения, получен­ные в ходе рассмотрения уголовного или гражданского дела и из материалов дела; сведения о личной жизни представляемого, почерпнутые как от него самого, так и в процессе озна­комления с документами.

Тайна судебного представительства возникает только с момента оформления предста­вительских полномочий. В связи с этим в ее содержание входит только та информация, которая получена в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника. В соответствии с ч. 3 ст. 56 УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; адвокат - об обстоятельствах, кото­рые стали ему известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.), с момента задержания подозреваемым и обвиняемым пре­доставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Статья 89 УИК РФ предусматривает, что для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденного и указанных лиц свидания могут предоставляться наедине.

В соответствии со ст. 91 УИК РФ «получаемая и отправляемая осужденным корреспон­денция подвергается цензуре». Статья 91 УИК РФ определяет, что переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основа­ниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация исправительного учреждения располагает данными о том, что содержащиеся в переписке сведения напра­влены па инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя испра­вительного учреждения или его заместителя. Кроме того, доверитель может быть допрошен о характере, содержании беседы с защитником или представителем.

Тем самым, оказывая давление на доверителя (тем более, что он находится в СИЗО, т. е. под постоянным контролем со стороны государственных органов), адвокат лишается возможности оказать результативную юридическую помощь.

Адвокат не вправе разглашать тайну даже в интересах обвиняемого, но вопреки его желанию. Он обязан сохранять ее бессрочно, даже после смерти лица, доверившего адвокату сведения. Большая часть юристов допускает возможность разглашения адвокатской тайны только одном условии; если доверитель сообщает адвокату о готовящемся преступлении, которое еще можно предотвратить.

УК РФ отменена ответственность за недоносительство. Однако доверенные адвокату тайны могут пролить свет на совершенные тяжкие преступления или содержу сведения об угрозе посягательства на жизнь, здоровье, безопасность имущество отдельных лиц или мно­жества людей, па безопасность государства. Сохранение в тайне таких данных вступает в противоречие с моральным долгом гражданина.

Вместе с тем о совершенном доверителем преступлении адвокат обязан умолчать, поскольку обратное является грубым профессиональным проступком. Если доверитель пришел к адвокату посоветоваться о готовящемся преступлении, адвокат обязан убеди­тельно порекомендовать отказаться от осуществления замысла и указать на пагубность его последствий.

Статья 17 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об опера­тивно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.), устанавливает запрет на использование конфиденциального содействия по контракту адво­катов.

Представляется, что адвокат, иной защитник или представитель вправе по собствен­ному усмотрению использовать доверенные ему сведения, по исключительно и интересах представляемого, если только доверитель не высказал свое несогласие на такое использова­ние.

Обвиняемый, в соответствии со ст. 46 УПК РФ, в рамках обеспечения своего права на защиту может представлять доказательства и защищать свои права и законные инте­ресы любыми средствами и способами, не противоречащими закону. Следовательно, если в составе сообщаемой в качестве доказательств информации содержатся сведения, соста­вляющие государственную тайну, обвиняемый вправе сообщать их другим участникам про­цесса. Такая информация может быть использована защитой в интересах обвиняемого, и он вправе сообщить ее защитнику, что не должно признаваться разглашением государственной тайны и квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние. Защитник здесь выступает в качестве управомоченного лица, которому государственная тайна может быть доверена в рамках исполнения им профессиональных обязанностей.

Аналогично неразглашение защитником сведений, полученных в ходе предваритель­ного расследования - 310 УК РФ.

При участии адвоката в других видах процесса (гражданский, арбитражный), а также при оказании им юридической помощи, если при этом фигурируют конфиденциальные све­дения, обязательства по их нераспространению между доверителем и адвокатом должны оговариваться отдельным письменным соглашением, имеющим юридическую силу.

Вопрос о пределах и условиях оказания услуг адвокатов при рассмотрении в рам­ках этих процессов дел, в которых фигурируют сведения, составляющие государственную тайну, для отечественного права остается пока открытым.

Правоприменительная практика, к сожалению, не отвечает требованиям законодатель­ства о сохранении адвокатской тайны. В комнатах в СИЗО, где проводятся беседы содер­жащихся под стражей и адвокатов, могут быть установлены подслушивающие устройства. В следственных изоляторах нередко портфель и одежда адвоката подвергаются досмотру. Вполне возможно проведение таких следственных действий, как обыск и выемка в помеще­нии юридических консультаций, выемка почтовой, телеграфной переписки между защитни­ком или представителем и доверителем. Подобным образом полученная информация может послужить основой для административного давления па адвоката и подзащитного.

<< | >>
Источник: Владимир Владиславович Самсонов, Влада Владиславовна Ефимова. Нотариат и адвокатура. Лекции для студентов. 0000

Еще по теме Гарантии независимости адвоката:

  1. Обязанности адвоката
  2. Понятие и сущность статуса адвоката
  3. Содержание
  4. Понятие, цели, задачи и социальная ценность адвокатуры и адвокатской деятельности
  5. Понятие адвокатской деятельности. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Реестры адвокатов. Права и обязанности адвоката. Ответственность адвокатов. Гарантии независимости адвоката. Помощник адвоката. Стажер адвоката
  6. Гарантии независимости адвоката
  7. Этические правила поведения адвоката в различных сферах деятельности
  8. Понятие адвокатуры
  9. Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
  10. Тема V. АДВОКАТУРА РОССИИ ПЕРИОДА СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ
  11. Тема VIII. АДВОКАТ
  12. Тема XII. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ
  13. Тема XIV. АДВОКАТ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
  14. Тема XVI. АДВОКАТ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  15. Тема XVIII. УЧАСТИЕ АДВОКАТА В ПОДГОТОВКЕ И РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
  16. Тема XIX. КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА АДВОКАТА
  17. Лекция 6. Статус адвоката, его приобретение, приостановление, возобновление и прекращение
  18. Лекция 7. Права и обязанности адвоката. Гарантии адвокатской деятельности.
  19. Лекция 8. Профессиональная этика адвокатов. Адвокатская тайна. Дисциплинарное производство в отношении адвокатов
  20. § 3.2. Правовая определенность позиций и итоговых выводов Конституционного Суда РФ в системе российского уголовнопроцессуального права
- Авторское право России - Аграрное право РФ - Адвокатура РФ - Административное право РФ - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс РФ - Гражданское право РФ - Договорное право РФ - Избирательное право РФ - Информационное право РФ - Исполнительное производство России - История государства и права РФ - Конкурсное право РФ - Конституционное право РФ - Корпоративное право РФ - Муниципальное право РФ - Право социального обеспечения России - Правоведение РФ - Правоохранительные органы РФ - Предпринимательское право России - Семейное право России - Таможенное право России - Теория государства и права РФ - Трудовое право РФ - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право РФ - Уголовный процесс России - Экологическое право России -